Наш собеседник - Заслуженный артист России, солист Липецкого джазового оркестра Дома музыки пианист и концертмейстер Валерий Маркин.
- Валерий Васильевич, через несколько дней вы встретите свое 75-летие. Оно совпало с юбилейным 75-летием Дня Победы. Значит, вы даже не из когорты детей войны, а из детей Победителей. Это как-то отразилось на вашей судьбе? Кто были ваши родители, отец – воевал?
Папа, Василий Ильич – фронтовик, в 19 42 году получил черепное ранение и был комиссован. Мама, Екатерина Ивановна – блокадница. Пережила войну в осажденном Ленинграде. Родители моей жены Галины - Дмитрий Николаевич Якушев и Мария Тимофеевна прошли всю войну. Её отец – кадровый военный, а мама – медсестра… Так что нашу семью война коснулась вплотную, и конечно повлияла на мое мировоззрение, как и всего поколения в целом. Люблю военные песни, часто их исполняю.
По молодости боевое прошлое нашей семьи и страны, пережившей войну, воспринималось как нечто само собой разумеющееся, а с годами думаю об этом все больше.
Мы с женой вот уже несколько лет ходим на День Победы с «бессмертным полком», если приезжает её брат, то и он присоединяется. С возрастом это становится все труднее, но пока что держимся.
- Вернемся к музыке. С чего начались занятия, почему выбрали эту профессию?
- Когда я был маленьким, то воспитывался у дяди в Краснодарском крае, родители часто ездили на гастроли. Дядя – любитель баяна, выучил на нём играть моего отца и мне сделал маленький двухчетвертной аккордеончик. Очень быстро я стал «первым гармонистом на деревне». Меня тогда, в 50-е годы, из дома в дом приглашали, я всех развлекал, и все были рады. Выучил много военных песен, до сих пор их люблю.
Родители связали свою жизнь с искусством. Отец – баянист, мама – танцовщица, до войны она занималась в балетной студии при Мариинском театре. Так что мне ничего не оставалось, как поступить в музыкальную школу, моя судьба была предрешена (улыбается).
Окончил музыкальную школу в Саранске, в Мордовии, где и родился, по классу фортепиано. Там же поступил в музыкальное училище. Потом, в силу обстоятельств, перевелся в Псковское музыкальное училище. Там мне встретилась потрясающий педагог Вера Вячеславовна Лобойко. Она была туда эвакуирована после Ташкентского землетрясения, а до этого преподавала в Ташкентской консерватории. Она привила любовь к классике, и обучила так, что это позволило мне продолжить образование в ВУЗе.
- Рижская консерватория, выпускником которой вы стали – это своего рода эмблема качества. В музыкальных кругах в связи с этим вас называют «западником». Вы с этим согласны?
- Не особенно. Конечно, во времена СССР, о которых мы говорим, между Западом и нашей страной была некая «прослойка», и это как раз страны Прибалтики (улыбается).
А в Рижской консерватории я оказался волей случая. На выпускных экзаменах в Псковском музыкальном училище председателем Госкомиссии у нас был органист Марк Шахин из Ленинграда. Я играл органную прелюдию Баха, и ему понравилось мое выступление. Он сказал: «Езжай в Ригу, там много интересных гастролирующих музыкантов, и Домский собор, может, еще органистом станешь». Органистом я не стал. Но в Риге, действительно, побывал на многих интересных концертах и познакомился с выдающимися музыкантами.
- Вас называют уникальным музыкантом. Исполняли с симфоническим оркестром концерты, а потом вдруг оказались в джазовом оркестре Дома музыки. Откуда такая разноплановость?
- Академическую фортепианную музыку я любил всегда, но в последние годы больше был на сцене как концертмейстер. Когда много солистов-вокалистов, и все они – разные, то и сам становишься разноплановым. Много лет выступал с народным артистом России Валерием Радченко, с Заслуженной артисткой России Зинаидой Карандаковой в Липецкой филармонии, аккомпанировал Заслуженной артистке России Татьяне Горошко.
Мой возраст сейчас уже не располагает к дальним дистанциям. Но вот недавно композитор Дина Сморгунская, выпускница Питерской консерватории, с которой я дружу много лет, передала свой новый альбом романсов на хорошие стихи, и мне хотелось бы представить их слушателям с Зинаидой Карандаковой или с солисткой джазового оркестра Натальей Волковой.
Что касается джаза. Еще в 15 лет в Саранске, где я жил, я услышал замечательный государственный джазовый оркестр из Литвы под управлением Тишкуса. Стоит помнить, что в те годы не было магнитофонов, а телевизоры и грампластинки – в минимальных количествах. Хороших музыкантов, в большинстве случаев, можно было услышать только на сцене, и я был покорен их звучанием, когда они приехали к нам на гастроли. С тех пор у меня появился большой интерес к этому жанру.
В Липецке я работаю с 1969 года после окончания ВУЗа. Много лет преподавал в музыкальном училище, и когда там появилось эстрадное отделение и был создан джазовый оркестр, стал в нем играть. Позже именно этот оркестр стал сначала городским, а потом и джазовым оркестром Липецкого Дома музыки, где я и сейчас работаю.
Джазовая музыка чем прельщает. Если в классической академической музыке ты воплощаешь идеи композитора и учишь произведения по его нотам, то в джазе путь к творчеству очень короткий. Есть знаменитые темы или гармонии, на которые ты импровизируешь, которые рождают новые чувства у тебя и у слушателя. Для меня джаз – своего рода жизненная философия.
- Какое-то время вы работали заместителем начальника областного управления культуры. Ушли из чиновников и снова вернулись к музыке…. Отчего?
- Еще до этого я несколько лет был художественным руководителем Липецкой филармонии, поэтому меня и пригласили в управление культуры. Откровенно сказать, по наивности надеялся помочь своим коллегам-музыкантам. При этом договорился, что буду совмещать эту работу концертной деятельностью. Но потом оказалось, что не удалось ни одного, ни другого. Коллегам помочь не смог. И самому играть запретили. И я подумал про себя: «Как же так? Я 16 лет отучился музыке, чего-то достиг в своей профессии, а играть – нельзя?». Предпочел отдать чиновничий портфель и вернуться к любимому делу.
- Вы работали с музыкантами международного уровня. Стояли на одной сцене. Вместе играли. Расскажите них.
- Музыканты, с которыми я работал в Риге, ещё будучи студентом, потом переехали в Москву и стали солистами известных ВИА: «Самоцветы», «Пламя», «Верные друзья». Это Юрий Петерсон, Ефим Дымов, Зенон Янушко, Владимир Плотников, Игорь Цинман, Семен Липкович, Вадим Вядро и другие.
Я очень дорожу дружбой с Заслуженным артистом России, одним из ведущих гитаристов советской, а позже – российской сцены Николаем Комолятовым. Мы оба из Саранска, при этом он прошел школу знаменитого композитора и гитариста Александра Михайловича Иванова-Крамского. И когда мы с Николаем встречались на родине, то обязательно делали совместные концерты.
На международном фестивале «Джазовая провинция» в Липецке играл со многими корифеями джаза из разных стран. Не в одном концертном номере, но на одной сцене.
- Моменты счастья, которые вспоминаются в ваш юбилейный год, в чем они? Что было главным?
- Конечно, как и у любого человека – рождение ребёнка, и успехи в профессии. Если ты их достигаешь, то это – удовлетворение, счастье… Кроме того, все мы стремимся к природе, с годами – все больше. В какой –то момент мы с женой решили: а не получать ли нам это состоянии счастья каждый день? И мы продали квартиру в городе и уехали в деревню на постоянное жительство, недалеко от Липецка, в Добровский район. Теперь все, кто к нам приезжают, завидуют: «Ах, какой у вас воздух, какая природа», а мы как бы даже привыкли, хотя и радуемся.
- Что пожелаете нашим читателям?
- Слушайте только хорошую музыку. Сейчас, в информационном и музыкальном потоке много негативного, ненастоящего. От этого нужно бежать, уберегая душу и уши. Хорошая, качественная музыка – это красивые эмоции и гармония, то, что обогащает и дает хороший позитивный заряд жить дальше. Не обязательно джаз, не обязательно классика…Просто – хорошая качественная музыка. И, конечно же, приходите на наши концерты!
Беседовала Татьяна Щеглова
Фото из архива Валерия Маркина
Областная еженедельная газета «Липецкие известия», №14, 1 апреля 2020