Женщина, которая поёт

Красный диплом технического университета, аспирантура по специальности «электрооборудование»... Кто бы мог представить, что после такого начала Наталья Волкова станет солистом Дома музыки и будет выступать с джазовым, духовым, симфоническим оркестрами, ансамблем «Забытые мелодии».

Жизнь состоит из череды неслучайных случайностей, утверждает певица. О них она рассказала читателям «Липецкой газеты».   

— Я родилась в воскресенье на Пасху, и это имеет для меня благодатное, ключевое значение. Моя семья была музыкальной, хотя родители — Виктор Михайлович и Елена Викторовна Воробьёвы — трудились в других сферах. Папа окончил педагогический институт, служил в милиции в звании майора. Но при этом писал и аранжировал для меня песни, неплохо играл на гитаре и фортепиано. И я с детских лет выступала с ним дуэтом на конкурсах УВД.

Выросла на песнях папы

Впервые вышла на сцену в 5 лет в 1985 году на общегородском мероприятии с песней «Котёнок», которую папа сочинил для меня. Я пела, а он аккомпанировал.

А уже через три года участвовала в конкурсе художественной самодеятельности. Правда, заявлены на него были мои родители, дуэт Воробьёвых. Но за несколько дней до выступления мама родила нам младшую сестрёнку Алину, из-за чего не смогла выйти на сцену. Так что песню «Про лешего» мы спели с папой вдвоём.

Потом было ещё много музыкальных конкурсов — в Липецке, Курске, Костроме, Москве. Самым запоминающимся из них стал Всероссийский фестиваль народного творчества сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, прошедший в столице в ноябре 1988 года. Гала-концерт состоялся в зале конгрессов гостиницы «Космос» и транслировался по второму каналу Центрального телевидения.

Дома у нас всегда царила творческая атмосфера. Я выросла на авторских песнях папы: «Парад шаров», «Настоящий выходной», «Сказки облака» и других. Мама тоже занималась сочинительством, ей принадлежат слова нескольких песен.

Праздники в семье оставляли море эмоций, особенно когда родители пели дуэтом. Почти к каждому событию мама выпускала домашние стенгазеты в стихах, придумывала сценарии. А ещё занималась фотографией, сама их печатала, оформляла в альбомы.

Моё любимое занятие в детстве — надеть мамино длинное платье бирюзового цвета, всё в цветах, поставить пластинку «После дождя» группы Стаса Намина. А дальше уже происходили настоящие чудеса: в моих фантазиях комната мгновенно превращалась в огромный концертный зал, я оказывалась на сцене, и мне аплодировала многотысячная публика.

У нас было много виниловых дисков — советская эстрада и зарубежные исполнители. Я под них пела и танцевала. Конечно, в таком доме просто нельзя было не стать артистом!

Мой первый продюсер

Не устаю повторять, что на сцену меня вывела мама, в прямом и переносном смысле слова. Она заметила мои музыкальны способности, помогала выбирать песни, стала моим стилистом и сценаристом и, как сейчас модно говорить, продюсером! Вместе продумывали каждую деталь выступления — песню, костюм, движения. Тщательно обсуждали образ, эмоциональное наполнение песни и как произвести благоприятное впечатление на слушателей.

Первое сольное выступление состоялось в 1995 году на школьном конкурсе художественной самодеятельности «Утренняя звезда». Мне было 15 лет, и к тому времени уже окончила музыкальную школу № 5 по классу фортепиано у Татьяны Румянцевой. Я исполнила песню «Если ты помнишь» Юрия Чернавского и аккомпанировала себе на фортепиано.

С детско-юношеским периодом связано немало забавных историй. В то время записать фонограмму или «минусовку» было не так-то и просто, а для подачи на конкурс она требовалась.

Мама, инженер-конструктор по образованию, однажды вышла из положения таким образом. Дома имелся однокассетный магнитофон, у соседей взяли взаймы ещё один, соединили их проводами. Так вот, в один магнитофон вставили кассету с оригиналом, а в другой — чис­тую. Из проигрышей и вступления слепили прекрасный «минус», он у меня до сих пор сохранился — раритет! Это была песня «Поговорим» из репертуара Кристины Орбакайте. Трудно поверить, но первой «большой сценой» для меня стал концертный зал ЛГТУ.

Путь на сцену

Несмотря на то что родители были людьми артистичными, моё желание продолжить музыкальное образование они не поддержали. В один голос сказали: «Первым делом получи «нормальную» профессию, а потом делай что хочешь».

В памяти навсегда остался день открытых дверей в политехническом университете в 1997 году, пришедшийся на мой день рождения. Встреча с будущими абитуриентами состоялась в концертом зале в новом корпусе в 19-м микрорайоне. Помню, как зашла в двери и остановилась как вкопанная — передо мной открылась огромная сцена, высокая, широкая, с красным занавесом, вокруг было светло и торжественно. И я сразу сказала маме: «Хочу здесь петь!» Это повлияло на решимость поступать в ЛГТУ, и впоследствии, как и мечтала, я не раз выходила на эту сцену.

Школу окончила с серебряной медалью и поступила в вуз на прикладную математику. Университет дал мне многое. Убеждена: технические дисциплины развивают логику и мышление. Понять доказательство теоремы — именно понять, а не заучить — значит обрести ключ к решению задачи.

Я и сейчас испытываю невероятный душевный подъём, когда решаю поставленные перед собой задачи, реализую проекты или самостоятельно нахожу наиболее короткий и ясный путь к цели.

Впоследствии было много выступлений, конкурсов и фес­тивалей! Я представляла университет в Тамбове на «Студенческой весне Черноземья» в 1997 году, неоднократно становилась лауреатом городских и областных вокальных конкурсов, в 2001 году получила звание «Студентка года» в областном конкурсе «Липчанка года — 2001».

Окончив университет с красным дипломом, отучилась в аспирантуре по специальности «электрооборудование», но кандидатскую диссертацию так и не защитила. Потому что начала осознавать… что иду не своей дорогой, что сцена — моё истинное призвание.

Но случай и здесь улыбнулся. На моём жизненном пути постоянно встречаются неординарные люди, которые подсказывают, куда дальше идти. О них и хочу рассказать.

Вниз по лестнице, ведущей вверх

С Яковом Михайловичем Лившицем, режиссёром, основателем Липецкого муниципального театра, судьба свела меня неожиданно. Я приехала в Дом культуры НЛМК, чтобы забрать фонограмму, которую записал для меня Виктор Александрович Галингер — замечательный клавишник, аранжировщик, в прош­лом руководитель легендарного липецкого ВИА «Орфей».

У него в студии оказался необычайно колоритный человек — трубка, перекинутый через шею длинный шарф. Богемный образ довершали усы. Незнакомец вышел из комнаты, но когда я узнала, что это руководитель будущего музыкального театра, устремилась за ним вниз по лестнице. А дальше совершила поступок по зову сердца. Представилась, сказала, что очень хочу играть в музыкальном театре и что умею петь и танцевать. Режиссёр с недоверием посмотрел на меня, но предложил прийти на прослушивание. Как потом выяснилось, я ему понравилась и внешне, и своей искренностью. А главное — своим «необдуманным поступком».

Театр! Об этом я прежде даже не мечтала, но теперь не пропускала ни одной репетиции, ни одного спектакля, хотя и училась в то время на 4-м курсе политеха. Как видно, сработала давняя поговорка: «Сначала мы работаем на зачётку, потом уже зачётка на нас». Университет посещала раз в неделю, а все остальные дни были заполнены театром.

Это было счастливое время. Я стояла на одной сцене, наблюдала за работой Валентины Бражник, Владимира Кравченко, Виталия и Олега Пономарёвых и других замечательных артистов.

Сыграла главную роль — цыплёнка в спектакле Олега Пономарёва «Золотой цыплёнок», участвовала в спектаклях «Ханума», «Маугли», «Царевна Маремьянка».

Работа в музыкальном театре подразумевала занятия по вокалу, и мой голос оказался «в руках» Лилии Александровны Мартыновой, музыкального руководителя театра.

Она — выпускница Ленинградской консерватории имени Н. Римского-Корсакова. За тридцать лет на сцене спела в пятидесяти операх и пятидесяти опереттах, работала в театрах Новосибирска, Красноярска, Саратова, Ленинграда. Занятия с ней стали настоящей школой профессионального мастерства.

А ещё театр на Соколе научил меня «говорить со сцены», чувствовать партнёра и осознавать, какие действия происходят вокруг. Сегодня эти знания помогают мне каждый день, как на работе, так и в обычной жизни!

Когда родился мой первый сын Ярослав, я оставила театр.

Жизнь перевернулась

Прошло 10 лет, прежде чем я решилась получить второе образование. Зато эти годы дали мне возможность в полной мере быть мамой, много времени проводить рядом с подрастающими детьми. У меня два сына — Ярослав, ему сейчас 18 лет, и Лев, ему — 12.

Все это время я зарабатывала корпоративными мероприятиями. Мне нравилось проводить праздники, делать их яркими, душевными и музыкальными, чтобы у всех остались только приятные воспоминания.

Как я не побоялась нового обучения? Меня часто спрашивают об этом. Двое детей, муж... Но они-то и поддержали! Время шло, хотелось заниматься любимым делом, петь лучше, профессиональнее. А здесь ещё старший сын спросил: «Мама, а ты нашла себя?» Я тогда расплакалась, но поняла: обрету свой путь — найдут себя и мои дети! И как раз в это же время познакомилась с замечательным педагогом, заслуженной артисткой России Еленой Юрьевной Савинич. Она помогла обрести уверенность в себе и подготовиться к поступлению.

В Московском государственном институте культуры я обучалась в классе преподавателя Ларисы Фёдоровны Тараненко. И впитывала всё, что могла. И конечно же, этот период был наполнен интересными легендарными людьми. Достаточно сказать, что один из экзаменов принимала комиссия, в состав которой входили Максим Дунаевский, Ангелина Вовк и Лариса Долина. На государственном экзамене по вокалу председателем комиссии был Анатолий Кролл.

С 2016 года Лариса Александровна Долина заведовала кафедрой эстрадно-джазового искусства, на которой я обучалась, курировала подготовку сольных программ государственного экзамена выпуска из магистратуры и вела наши консультации. Услышать мнение таких педагогов и артистов — бесценный опыт. После окончания магистратуры моя жизнь перевернулась в хорошем смысле этого слова!

В дуэте с выпускницей

Я вовсе не утверждаю, что диплом о высшем образовании — единственный пропуск в жизнь и возможность заниматься любимым дело. У каждого свой путь, главное найти его.

В 2016 году я стала солисткой Липецкого джазового оркестра. Художественным руководителем и главным дирижёром тогда был заслуженный работник культуры Игорь Павлович Бойков, который пригласил меня в оркестр. С 2017 года начала работать педагогом эстрадного вокала в Липецком областном колледже искусств имени Константина Игумнова.

Удалось завоевать лауреатские звания на III Международном фестивале-конкурсе «Дети XXI века» (Москва, 2017 год), на фестивале «Джаз на Цне — 2017» в номинации «Вокальное исполнительство» в Тамбове, на V Всероссийском джазовом конкурсе-фестивале «Губкин-Jazz».

Очень благодарна Липецкому Дому музыки за возможность реализовываться в разных направлениях и жанрах. У нас несколько профессиональных коллективов, и я выступаю с большинством из них. Но основная работа — в джазовом оркестре под управлением Дмитрия Кокшина.

Исполняю разную музыку — джаз, российскую и мировую эстраду, патриотические песни. Но больше всего люблю петь на русском языке советскую и российскую эстраду ХХ века, песни советского кинематографа из произведений Андрея Петрова, Микаэла Таривердиева, Александра Градского, Виктора Резникова, Евгения Крылатова, Александра Зацепина и других. Часто в концертах выступаю не только в качестве солиста, но и как ведущая.

За время работы в Липецком Доме музыки подготовила несколько сольных программ. Две из них созданы при участии джазового оркестра — «Для Вас, мужчины!» и «Это сильнее меня». Презентация новой программы состоялась недавно, 28 февраля. В ней прозвучали джазовые композиции и песни отечественного кинематографа, совместный номер с моими студентами. Это был хороший опыт и для них, и для меня. Ещё одним приятным моментом стал дуэт с моей первой выпускницей Анной Овчинниковой (Берестневой). В программе участвовали наши друзья, в том числе образцовый вокальный ансамбль «Улыбка».

Свои идеи стараюсь реализовывать в сольных программах. В 2023 году участвовала в конкурсе-фестивале современного городского романса. Этот жанр вошёл в мою жизнь сравнительно недавно благодаря заслуженному артисту России пианисту Валерию Маркину. Он предложил попробовать исполнить несколько произведений композитора Дины Сморгонской. Меня очень тронула её музыка. В результате совместная работа с Валерием Васильевичем вылилась в сольную программу «При свечах», которую мы представили зрителям 29 декабря 2023 года и 7 января 2024 года.

Признаюсь, у меня очень много идей. К примеру, хочу спеть песню в сопровождении джазового оркестра, аккомпанируя себе. А ещё над столькими произведениями хочется поработать и исполнить их со сцены! Есть силы, желание, осталось только реализовать свои планы. Уверена, что всё задуманное получится.

Подготовила Татьяна Щеглова

Фото Геннадия Логунова, из архива Натальи Волковой и Дома музыки

«Липецкая газета», 6 марта 2024 г.

06.03.2024

Возврат к списку