«Времена года» Натальи Дмитриевой

В Доме музыки действует экспозиция члена Союз архитекторов России Натальи Дмитриевой «Времена года». На персональной выставке художника представлены 25 графических работ, выполненные пастелью и в смешанной технике. На её картинах – узнаваемые улочки Липецка и районов Липецкой области: «Старые дома на Фрунзе», «Липецк в снегу», «Высотка на микрорайоне», «Волово. Подвесной мост», «Пруд в Скорняково»… И от всего этого веет особой теплотой, любовью к отчему краю, непреходящим нашим ценностям.

Безмятежность и нежность

И вот что интересно. Вроде бы, запечатлен наш городок - верная рука архитектора вывела ясность линий мостков и зданий. Но, вместе с тем, душа художника настолько опоэтизировала увиденное через мягкость полутонов, света и тени, что, на мой взгляд, претворила в своих работах окружающее в тот город, который, с большой нежностью хотел бы видеть каждый из нас. Скорее всего, в город нашего будущего. В каждой из её работ звучит своя, особая музыкальная нота, которая слагается в единую, только этому художнику присущую мелодию. Такой вот получился у Натальи Алексеевны Дмитриевой в экспозиции «Времена года» мостик между прошлым и современным, временным и временным…

И трудно сказать, что художника больше интересует, цвет или форма – органично сочетается и то, и другое. Её объекты – повседневная жизнь и современный мир. И вместе с тем, вместе с тем… Всё не так уж и просто. У неё четко очерченная система ценностей и внутренних верований, свой ярко выраженный узнаваемый стиль, сопряженный с архитектурой, музыкой и поэзией.

Истоки

«Я родилась в Приморском крае, на берегу озера Ханка, что граничит с Китаем. Местечко – настоящий рай для ценителей природы, - рассказывает Наталья.

- Отец – Алексей Иванович Зеленин – участник Великой Отечественной войны, кадровый офицер, этим и объясняется, что наша семья часто переезжала с место на место.

Мама - Татьяна Ивановна, родом из Семилукского района Воронежской области, станция Латная. Мой дедушка по маминой линии был краснодеревщиком, участник Великой Отечественной войны.

Мама окончила горно-керамический техникум, работала на разных должностях, в последнее время заведовала хозяйственной частью крупного пищевого комбината в Острогожске Воронежского области. При этом мама была необычайно творческим человеком. Великолепно взяла, шила и вышивала, чему и меня обучила.

Мой младший брат Михаил, так же, как и отец, стал кадровым офицером, участник Чеченской войны. Любил живопись и писал маслом портреты и пейзажи, у него хорошо это получалось.

До 4 класса я училась в Германии. Самое большое воспоминание, когда мы ехали в поезде, назад, в Россию - родители подарили мне огромную коробку цветных карандашей со множеством оттенков, практически, профессиональные, и я рисовала из окна, сидя в поезде. Эти карандаши были и остаются лучшим подарком в моей жизни. Я до сих пор помню свое ликование, потому что люблю рисовать с детства.

Но мама относилась к моему занятию «почеркушками» снисходительно. И, когда мы приехали в город Острогожск Воронежской области, то она определила меня в музыкальную школу, сбылась её давняя мечта, тем более, что в Острогожске художественной школы и не было. Кругом –   живописные места, рядом -   река Тихая Сосна… Я окончила музыкальную школу по классу фортепиано и среднюю школу города Острогожска №2 . Это была школа в замечательном старинном здании из узкого красного кирпича, памятник архитектуры XIX века.

В военном городке, где мы жили, люди собрались «из разных весей», все знали друг друга и поддерживали в горе и в радости. Можно сказать, жили одной коммуной, вместе отмечали все праздники и собирались на общие концерты, проводились теннисные турниры.

Вожатыми у нас, у детей, были солдаты из гарнизона, и мы на спортивных и творческих мероприятиях выступали за батальоны своих отцов, дружные как «Тимур и его команда», воспитанные в едином патриотическом духе.

Эти люди из военного городка, прежде всего, научили меня творчески жить и мыслить.

Архитектурные ритмы

В Воронеже я поступила в инженерно-строительный институт на архитектурный факультет. В то время там собрались очень интересные преподаватели и студенты, со многими из них дружу до сих пор. Рисунку и живописи нас обучали Валентин Владимирович Владиславский и Александр Николаевич Мурылёв, вдохновляя и заражая своей увлеченностью и любовью к творчеству. Мне довелось учиться с Ритой Трофимовой, в девичестве Мордухович, дочерью известного архитектора Мирона Владимировича Мордуховича, который, кстати, построил Дом музыки, где сейчас проходит моя выставка, а главное – совместно с Ленинградскими и липецкими архитекторами сформировал облик нового областного центра. Там же я познакомилась с моим будущим мужем Владимиром Дмитриевым, ныне – заслуженным архитектором России.

Многие годы мы, всем курсом, 60 человек, встречаемся раз в 5 лет. А наиболее близкий круг – 12 человек – каждый год. В этом году мы, выпускники, отметили 50 лет поступления в институт. Все эти люди, с кем училась, стали моей родней.

В Липецк я приехала по распределению после окончания института в 1978 году. Сначала работала в «Облремстройпроекте», потом - в «Гражданпроекте», где Мирон Владимирович Мордухович буквально сразу взял нас с мужем, молодых специалистов, «под крыло» и многому обучал. Вместе с нами работали Геннадий Александров, который спроектировал в Липецке здания «Трилистника», «Медтехники», «Облсофпрофа», будущий главный архитектор Липецка Вера Иванова.

Постепенно постигали тонкости профессии в коллективах ярких, опытных архитекторов - Бируты Павловны Канцане, Алевтины Константиновны Кузьминой, Аллы Алексеевны Долгих, Лилии Авраамовна Лабок, которые щедро делились своим опытом. В 1985 году я была принята в Союз архитекторов СССР.

В 90-е годы, с началом перемен в стране, муж, вместе с нашим однокурсником Сергеем Высоцким создал «Архитектурно-проектную мастерскую №3». Собрали крепкую команду.

Владимир – настоящий генератор идей. Мы выполнили очень интересные проекты: здание областного Арбитражного суда на площади Петра Великого, здание областного ГИБДД и рядом стоящее здание налоговой инспекции Советского района. По нашему проекту на пересечении улиц Максима Горького и Советской был построен 12-этажный дом, интересный каскадный жилой дом на улице Нижняя Логовая. Наш дом у рынка 9-го микрорайона получил премию на областном ежегодном конкурсе построенных объектов «Золотая капитель».  

Теперь уже можно сказать: вся наша семья – архитекторы. Наши дети, Татьяна и Дмитрий получили ту же специальность, что и мы. Дочь окончила Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, сын - Липецкий государственный технический университет по специальности инженер-архитектор.

Татьяна за свою дипломную работу «Многофункциональный мост» завоевала первое место на престижном архитектурном конкурсе дипломных работ в Венеции. Стеклянный мост по улице Терешковой отвезла на конкурс от нашей области в Гонконг и Москву Бирута Павловна Канцане.

Таню, увидев её макет, пригласили на работу в столицу. Она уже много лет живет в Москве, и у меня два внука, Валентин, 13 лет и Егор, 6 лет. Валентин, возможно, тоже станет архитектором. Он сделал макет моста для испанского городка и, отправив его на конкурс, стал победителем. Мэр испанского города прислал ему благодарность.

Сын Дмитрий работает в нашей проектной мастерской.   По его проекту построен комплекс жилых домов для поселка Виноградный в Крыму.

О живописи, о графике и кино

«… Проекты - большие и маленькие, архитектурные конкурсы, выставки, фестивали и параллельно с этим, конечно же, рисование - любимое занятие архитектора, - продолжает Наталья. - В те годы творческие Союзы нашего города часто устраивали совместные мероприятия. Архитекторы дружили с художниками. У нас были общие большие проекты: памятники, монументальные работы в составе архитектурных сооружений. Интересная творческая жизнь.

Достаточно долгий период – 18 лет - я совмещала работу с преподавательской деятельностью на кафедре "Архитектура" ЛГТУ. Знакомство со студентами всегда начинала с быстрых набросков и зарисовок, пытаясь заразить будущих архитекторов этим интереснейшим занятием, без которого трудно найти и выразить идею своего зарождающегося проекта.

И всегда говорила: надо начинать рисовать – когда «зуд в руке». Нечего бояться, просто начни. Хотя бы сделай набросок происходящего за окном, того, что тебя самого визуально «цепляет». …

Помимо живописи, я рассказывала на своих уроках о кинолентах. И эти беседы сотворили среди студентов настоящие чудеса. Помню, когда я рассказала о сценаристе Тонино Гуэрре, культовой фигуре XX века, друге Федерика Феллини и Андрея Тарковского, то студенты, просмотрев дома его фильмы, стали делать замечательные наброски, и это их очень продвинуло в творческом плане.

О выставке

«Чистый лист бумаги карандаш в руке позволяют создавать свои особые миры, распоряжаться пространствами. Процесс этот магический, он затягивает, заставляет забыть обычную суету и не отпускает.

С некоторых пор увлечение графикой стало выходить на первый план в моей жизни. Со мной всегда блокнот, карандаши, пастель. Так много красоты замечает глаз: дома, деревья, птицы, облака, туман . Это не выходит из твоей головы и тревожит пока не попытаешься зарисовать. Порой трудно остановиться, какая-то энергия бурлит внутри тебя.

Я никак не ожидала, что когда-нибудь мои работы будут представлены на художественных выставках… Момент этот очень волнительный».

Записала Татьяна Щеглова

Фото из архива Натальи Дмитриевой

Областная газета «Липецкие известия», 29 ноября 2023 г.

                                                                

                                                                                                

 

«Времена года» Натальи Дмитриевой
29.11.2023

Возврат к списку