В Доме музыки действует экспозиция члена Союз архитекторов России Натальи Дмитриевой «Времена года». На персональной выставке художника представлены 25 графических работ, выполненные пастелью и в смешанной технике. На её картинах – узнаваемые улочки Липецка и районов Липецкой области: «Старые дома на Фрунзе», «Липецк в снегу», «Высотка на микрорайоне», «Волово. Подвесной мост», «Пруд в Скорняково»… И от всего этого веет особой теплотой, любовью к отчему краю, непреходящим нашим ценностям.
Безмятежность и нежность
И вот что интересно. Вроде бы, запечатлен наш городок - верная рука архитектора вывела ясность линий мостков и зданий. Но, вместе с тем, душа художника настолько опоэтизировала увиденное через мягкость полутонов, света и тени, что, на мой взгляд, претворила в своих работах окружающее в тот город, который, с большой нежностью хотел бы видеть каждый из нас. Скорее всего, в город нашего будущего. В каждой из её работ звучит своя, особая музыкальная нота, которая слагается в единую, только этому художнику присущую мелодию. Такой вот получился у Натальи Алексеевны Дмитриевой в экспозиции «Времена года» мостик между прошлым и современным, временным и временным…
И трудно сказать, что художника больше интересует, цвет или форма – органично сочетается и то, и другое. Её объекты – повседневная жизнь и современный мир. И вместе с тем, вместе с тем… Всё не так уж и просто. У неё четко очерченная система ценностей и внутренних верований, свой ярко выраженный узнаваемый стиль, сопряженный с архитектурой, музыкой и поэзией.
Истоки
«Я родилась в Приморском крае, на берегу озера Ханка, что граничит с Китаем. Местечко – настоящий рай для ценителей природы, - рассказывает Наталья.
- Отец – Алексей Иванович Зеленин – участник Великой Отечественной войны, кадровый офицер, этим и объясняется, что наша семья часто переезжала с место на место.
Мама - Татьяна Ивановна, родом из Семилукского района Воронежской области, станция Латная. Мой дедушка по маминой линии был краснодеревщиком, участник Великой Отечественной войны.
Мама окончила горно-керамический техникум, работала на разных должностях, в последнее время заведовала хозяйственной частью крупного пищевого комбината в Острогожске Воронежского области. При этом мама была необычайно творческим человеком. Великолепно взяла, шила и вышивала, чему и меня обучила.
Мой младший брат Михаил, так же, как и отец, стал кадровым офицером, участник Чеченской войны. Любил живопись и писал маслом портреты и пейзажи, у него хорошо это получалось.
До 4 класса я училась в Германии. Самое большое воспоминание, когда мы ехали в поезде, назад, в Россию - родители подарили мне огромную коробку цветных карандашей со множеством оттенков, практически, профессиональные, и я рисовала из окна, сидя в поезде. Эти карандаши были и остаются лучшим подарком в моей жизни. Я до сих пор помню свое ликование, потому что люблю рисовать с детства.
Но мама относилась к моему занятию «почеркушками» снисходительно. И, когда мы приехали в город Острогожск Воронежской области, то она определила меня в музыкальную школу, сбылась её давняя мечта, тем более, что в Острогожске художественной школы и не было. Кругом – живописные места, рядом - река Тихая Сосна… Я окончила музыкальную школу по классу фортепиано и среднюю школу города Острогожска №2 . Это была школа в замечательном старинном здании из узкого красного кирпича, памятник архитектуры XIX века.
В военном городке, где мы жили, люди собрались «из разных весей», все знали друг друга и поддерживали в горе и в радости. Можно сказать, жили одной коммуной, вместе отмечали все праздники и собирались на общие концерты, проводились теннисные турниры.
Вожатыми у нас, у детей, были солдаты из гарнизона, и мы на спортивных и творческих мероприятиях выступали за батальоны своих отцов, дружные как «Тимур и его команда», воспитанные в едином патриотическом духе.
Эти люди из военного городка, прежде всего, научили меня творчески жить и мыслить.
Архитектурные ритмы
В Воронеже я поступила в инженерно-строительный институт на архитектурный факультет. В то время там собрались очень интересные преподаватели и студенты, со многими из них дружу до сих пор. Рисунку и живописи нас обучали Валентин Владимирович Владиславский и Александр Николаевич Мурылёв, вдохновляя и заражая своей увлеченностью и любовью к творчеству. Мне довелось учиться с Ритой Трофимовой, в девичестве Мордухович, дочерью известного архитектора Мирона Владимировича Мордуховича, который, кстати, построил Дом музыки, где сейчас проходит моя выставка, а главное – совместно с Ленинградскими и липецкими архитекторами сформировал облик нового областного центра. Там же я познакомилась с моим будущим мужем Владимиром Дмитриевым, ныне – заслуженным архитектором России.
Многие годы мы, всем курсом, 60 человек, встречаемся раз в 5 лет. А наиболее близкий круг – 12 человек – каждый год. В этом году мы, выпускники, отметили 50 лет поступления в институт. Все эти люди, с кем училась, стали моей родней.
В Липецк я приехала по распределению после окончания института в 1978 году. Сначала работала в «Облремстройпроекте», потом - в «Гражданпроекте», где Мирон Владимирович Мордухович буквально сразу взял нас с мужем, молодых специалистов, «под крыло» и многому обучал. Вместе с нами работали Геннадий Александров, который спроектировал в Липецке здания «Трилистника», «Медтехники», «Облсофпрофа», будущий главный архитектор Липецка Вера Иванова.
Постепенно постигали тонкости профессии в коллективах ярких, опытных архитекторов - Бируты Павловны Канцане, Алевтины Константиновны Кузьминой, Аллы Алексеевны Долгих, Лилии Авраамовна Лабок, которые щедро делились своим опытом. В 1985 году я была принята в Союз архитекторов СССР.
В 90-е годы, с началом перемен в стране, муж, вместе с нашим однокурсником Сергеем Высоцким создал «Архитектурно-проектную мастерскую №3». Собрали крепкую команду.
Владимир – настоящий генератор идей. Мы выполнили очень интересные проекты: здание областного Арбитражного суда на площади Петра Великого, здание областного ГИБДД и рядом стоящее здание налоговой инспекции Советского района. По нашему проекту на пересечении улиц Максима Горького и Советской был построен 12-этажный дом, интересный каскадный жилой дом на улице Нижняя Логовая. Наш дом у рынка 9-го микрорайона получил премию на областном ежегодном конкурсе построенных объектов «Золотая капитель».
Теперь уже можно сказать: вся наша семья – архитекторы. Наши дети, Татьяна и Дмитрий получили ту же специальность, что и мы. Дочь окончила Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, сын - Липецкий государственный технический университет по специальности инженер-архитектор.
Татьяна за свою дипломную работу «Многофункциональный мост» завоевала первое место на престижном архитектурном конкурсе дипломных работ в Венеции. Стеклянный мост по улице Терешковой отвезла на конкурс от нашей области в Гонконг и Москву Бирута Павловна Канцане.
Таню, увидев её макет, пригласили на работу в столицу. Она уже много лет живет в Москве, и у меня два внука, Валентин, 13 лет и Егор, 6 лет. Валентин, возможно, тоже станет архитектором. Он сделал макет моста для испанского городка и, отправив его на конкурс, стал победителем. Мэр испанского города прислал ему благодарность.
Сын Дмитрий работает в нашей проектной мастерской. По его проекту построен комплекс жилых домов для поселка Виноградный в Крыму.
О живописи, о графике и кино
«… Проекты - большие и маленькие, архитектурные конкурсы, выставки, фестивали и параллельно с этим, конечно же, рисование - любимое занятие архитектора, - продолжает Наталья. - В те годы творческие Союзы нашего города часто устраивали совместные мероприятия. Архитекторы дружили с художниками. У нас были общие большие проекты: памятники, монументальные работы в составе архитектурных сооружений. Интересная творческая жизнь.
Достаточно долгий период – 18 лет - я совмещала работу с преподавательской деятельностью на кафедре "Архитектура" ЛГТУ. Знакомство со студентами всегда начинала с быстрых набросков и зарисовок, пытаясь заразить будущих архитекторов этим интереснейшим занятием, без которого трудно найти и выразить идею своего зарождающегося проекта.
И всегда говорила: надо начинать рисовать – когда «зуд в руке». Нечего бояться, просто начни. Хотя бы сделай набросок происходящего за окном, того, что тебя самого визуально «цепляет». …
Помимо живописи, я рассказывала на своих уроках о кинолентах. И эти беседы сотворили среди студентов настоящие чудеса. Помню, когда я рассказала о сценаристе Тонино Гуэрре, культовой фигуре XX века, друге Федерика Феллини и Андрея Тарковского, то студенты, просмотрев дома его фильмы, стали делать замечательные наброски, и это их очень продвинуло в творческом плане.
О выставке
«Чистый лист бумаги карандаш в руке позволяют создавать свои особые миры, распоряжаться пространствами. Процесс этот магический, он затягивает, заставляет забыть обычную суету и не отпускает.
С некоторых пор увлечение графикой стало выходить на первый план в моей жизни. Со мной всегда блокнот, карандаши, пастель. Так много красоты замечает глаз: дома, деревья, птицы, облака, туман . Это не выходит из твоей головы и тревожит пока не попытаешься зарисовать. Порой трудно остановиться, какая-то энергия бурлит внутри тебя.
Я никак не ожидала, что когда-нибудь мои работы будут представлены на художественных выставках… Момент этот очень волнительный».
Записала Татьяна Щеглова
Фото из архива Натальи Дмитриевой
Областная газета «Липецкие известия», 29 ноября 2023 г.