СВЕТ ЕГО ДУШИ

В Липецком Доме музыки в Год семьи открылась выставка картин сразу двух художников - Алексея Денисовича Сорокина и его внучки Ксении Коломацкой. Приятно отметить, что Ксения уже несколько лет работает в «Липецких известиях», занимаясь дизайном и версткой газетных полос. Всего представлено более сорока произведений, в основном это пейзажи, натюрморты, есть и портреты.

Основу экспозиции составляют работы Алексея Денисовича. Он много лет отдал иконописи, один из немногих был допущен к росписи храмов. А Ксения продолжает его живописные традиции. Прогуливаясь по выставке, зритель ощутит много света, тепла, которые исходят от их картин.

Татьяна Дмитриевна Цупко более сорока лет была главным хранителем фондов Липецкого краеведческого музея и прекрасно знала Алексея Денисовича. Она рассказала, что очень рада, что сегодня в Липецке на многих площадках города выставляются работы липецких художников, и это очень хорошо. Липецкому зрителю есть что посмотреть, чем напитаться от их творчества. Поскольку Татьяна Дмитриевна, будучи хранительницей фондов, изучала изобразительное искусство, творчество липецких мастеров, ей интересны художники именно нашего региона. Ей интересно то, как они развиваются, как представляют искусство, о чем пишут, какие темы поднимают и так далее.

Алексей Денисович относится к плеяде художников, которые начинали свое творчество в пятидесятые – шестидесятые годы прошлого века. Все мы знаем творчество Виктора Семеновича Сорокина – однофамильца Алексея Денисовича и основателя липецкой школы живописи, Александра Михайловича Сорочкина, Виктора Ивановича Королева, Евгения Павловича Сальникова и других мастеров, но кроме них были ведь и другие художники, которые тоже внесли свой вклад в культурное развитие нашего региона.

ЭТО БЫЛ ГОСЗАКАЗ

В Липецке в те годы не было столько площадок, где можно было бы выставляться, сколько сейчас, а был только один краеведческий музей, и многие работы, что они создавали, попадали в фонды музея. Они и сейчас находятся там. Есть в музее и произведения Алексея

Денисовича. Он более тридцати лет работал в художественно-производственных мастерских, где создавались не только агитационные и рекламные плакаты, стенды, оформительские работы и так далее, но и много уделялось так называемому производственному искусству. Художники писали людей и героев труда, заводы, мастерские, выезжали в колхозы и совхозы, то есть изображали жизнь такой, какой она была тогда. Это был государственный заказ, который и неплохо оплачивался.

Алексей Денисович на своих картинах изображал Новолипецкий тогда завод, тракторный завод. В фондах музея есть, на пример, его картина, которая называется «Добыча флюсов». Там изображен карьер с техникой для добычи флюсов. Лишь слева вверху сквозь облака проглядывает небесная голубизна, а в основном это коричневые краски самого разного оттенка. Картина имеет размеры 103 на 142 сантиметра. Сегодня на таких полотнах мало кто пишет. Также в фондах музея есть работа, где изображен Липецкий тракторный завод. Это тоже крупное полотно, где можно увидеть, каким было предприятие в те годы. Сегодня, к сожалению, некоторых корпусов завода уже просто нет. У Алексея Денисовича есть и несколько других подобных произведений. А это большой труд.

Он делал этюды с натуры, с которых потом изображения переносил на холст. Сегодня в этом плане, безусловно, помогает фотография, но в те времена работали по-честному. Однако поскольку это был госзаказ, то позволить себе работать над одной картиной годами художники не могли, им надо было соблюдать сроки. Проблем с холстами и красками тогда не было, были и мастерские, сегодня у многих художников таких возможностей нет.

Сегодня кто-то назвал бы это творчество рутиной, скучной работой, но в те годы люди так не считали, и в каждой картине можно увидеть элементы творчества, каких-то находок и экспериментов. Люди работали с душой, понимая, что эти произведения останутся для других поколений, которые будут стремиться к лучшему. Материальное составляющее тогда людей занимало не так часто, как сегодня.

В те годы Липецк только развивался, мосты только начинали строить. У Алексея Денисовича есть картина, которая посвящена строительству первого моста в городе, а это были 1956 – 1958 годы. Сегодня это уже история, то есть по творчеству художников можно отследить, как развивался город, как рос и становился лучше.

МАСТЕРСТВО В НАСЛЕДСТВО

Татьяна Дмитриевна говорит, что, глядя на эту выставку, можно увидеть, что Алексей Денисович был очень многогранным художником. Ему были доступны как большие работы, о которых было сказано выше, так и портретная живопись, пейзажи и натюрморты. Не каждый художник может создавать иконы, а также заниматься росписями храмов. Она отметила, что в росписи храмов также участвовал Виктор Яковлевич Соболев, а других художников, которые бы этим занимались в те годы, она не помнит. Еще она отметила, что не каждый из художников передает свое мастерство своим детям или внукам, хотя есть и такие примеры. Например, дочь Вячеслава Александровича Шальнева Елена тоже пишет картины и участвует в выставках, увлечена творчеством и внучка Виктора Ивановича Королева. А Алексей Денисович передал свое мастерство внучке Ксении, и это очень хорошо.

Еще Татьяна Дмитриевна отметила, что он был добрым, ответственным, интересным человеком, о котором хочется сохранить память. Свою жизнь он прожил не зря.

Внучка мастера Ксения рассказала, что дедушка родился в 1928 году в селе Большой Самовец Грязинского района. Был одним из первых выпускников Елецкого художественного училища, которое окончил в 1954 году. В Липецком художественном фонде проработал 33 года – со дня открытия предприятия и до выхода на пенсию. С 1959 года участвовал в областных художественных выставках. Новое для себя направление – иконопись – он стал осваивать уже на пенсии. Получил предложение реставрировать иконы и фрески в храме села Доброго, затем – в храмах села Гудово, Фащевка, Малей, Паршиновка и Воскресеновка. А в 1995 году стал трудиться в Никольском храме села Плеханово, где на 15 лет стал главным иконописцем. Им были выполнены фрески, роспись под куполом и в алтаре, а также весь иконостас. На момент окончания работ Алексею Денисовичу исполни лось 75 лет. Он был участником областных выставок. Его работы хранятся в областном краеведческом музее, частных коллекциях.

Ксения выразила благодарность художественному руководителю Липецкого Дома музыки Наталье Георгиевне Сосновской и заместителю директора Татьяне Юрьевне Щегловой за организацию экспозиции.

А после открытия экспозиции состоялся концерт «Ave Maria. Звуки рождественских мелодий».На сцене выступили Алексей Балашов из Москвы – «серебряный голос гобоя» и Мария Блажевич из Томска – несравненная органистка, пианистка, клавесинистка. В программе прозвучали произведения Баха, Телемана, Шуберта, Дворжака и других великих композиторов. Следует отметить, что для многих липчан выставка и концерт в Доме музыки стали прекрасным объединяющим событием. А выставка продлится до 19 февраля.


Андрей МАРКОВ

Газета «Липецкие известия», 31 января 2024 г.

02.02.2024

Возврат к списку