Потрясение звуком

Пятиминутные непрекращающиеся овации. Исполнение на бис. Концерт, который уже давно пересек установленные временные рамки и продолжался, потому что слушатели не хотели уходить. В Липецке выступил один из лучших дирижеров России Рашит Нигаматуллин с одним из лучших оркестров страны — Белгородским симфоническим.

САМЫЙ ВАЖНЫЙ ЗРИТЕЛЬ

«Я убежден, если исполнитель профессионален, талантлив и честен пред своим делом, то любой сложности сочинение можно доступно донести до слушателя. Я хочу, чтобы всегда наш слушатель испытывал потрясение», — этими словами Нигаматуллина можно было бы объяснить ошеломительный успех оркестра. И еще непреклонной волей самого маэстро. На общение с журналистами у него не более 15 минут — остальное время на репетицию, прослушивание зала и подготовку к самому важному на сегодня концерту. Для Нигаматуллина не бывает завтра, есть только здесь и сейчас, поэтому он выкладывается по максимуму и заставляет выкладываться своих музыкантов. Он перфекционист, максималист, идеалист. С ним сложно, но именно к таким людям испытываешь доверие — это Мастер. — То, что увидите сегодня: легкость и виртуозность владения оркестром — это дается через муки, бессонные ночи, слезы, кровь и пот, — признался заслуженный деятель искусств Украины, ставший в 2014 году лауреатом премии «Персона года», Рашит Нигаматуллин. — При подготовке концерта я не делаю скидки на сложность программы, на аудиторию, для которой будет звучать. Самая ответственная репетиция та, которая проходит сегодня. Самый важный концерт тот, который будет исполнен сегодня. И зритель, который придет сегодня вечером, для меня самый важный. Проходного не должно быть.

ЕЖЕДНЕВНОЕ СОРЕВНОВАНИЕ

Симфонический оркестр Белгородский государственной филармонии — один из молодых оркестров России. Он был создан в 1993 году вопреки обстоятельствам – в Белгороде на тот момент не было музыкального вуза и традиций академического музыкального искусства. В 2006 году Рашит Нигаматуллин стал главным дирижером оркестра. В 2010-м коллективу была присуждена Премия Центрального федерального округа в области литературы и искусства. В 2014-м по итогам всероссийского рейтинга «Музыкального обозрения» Симфонический оркестр Белгородской филармонии был признан «Оркестром года». — Оркестр и дирижер — это ежедневное соревнование. Если оркестр почувствует слабинку, не стопроцентную готовность, то непременно воспользуется ситуацией. Поэтому дирижеру нужно быть всегда уверенным и знающим. Представьте, есть хороший инструмент, например, пианино. Но это пианино в руках разных исполнителей будет звучать по-разному. Оркестр — инструмент в моих руках. От того, как владеешь этим инструментом, будет зависеть звучание оркестра. Если коллектив играет плохо — это только вина дирижера. Нужно приложить все усилия, чтобы оркестранты пошли за мной, чтобы мое слышание совпало с реальным звучанием, — уверен Мастер.

УСЛЫШАТЬ ЧУВСТВА

Белгородцы предложили липчанам три произведения: «Концерт для скрипки с оркестром ре-минор» и сюиту к комедии Лопе де Веги «Валенсианская вдова» Арама Хачатуряна, сюиту «Поручик Киже» Сергея Прокофьева. И хотя эти произведения достаточно известны, Рашит Нигаматуллин открывает их новое звучание. — Моя миссия — это не изменять своему пути, исполнять в том виде, в котором мечтал услышать свое произведение композитор, — рассказал Рашит Нигаматуллин. — Мои интерпретации почти всегда отличаются от общепризнанных. Но не потому, что мне хотелось бы как-то выделиться. Я считаю, что мое прочтение наиболее близко к тому ощущению, что испытывал автор. Я изучаю биографию, обстоятельства жизни композитора. За этими мертвыми знаками — нотами я пытаюсь увидеть и услышать чувства автора. Это помогает рельефно донести образную сферу и идею сочинения. Сейчас Нигаматуллин дает по 25 новых концертов в год. Для обычного дирижера это феноменальная нагрузка. Для мэтра «крест — нести высокое качество искусства».

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Художественный руководитель Липецкого дома музыки Наталья Сосновская:

— Такие концерты, как этот концерт Симфонического оркестра Белгородской филармонии, нужны всегда, потому что соприкосновение с работой наших коллег дает новый толчок для рождения своих программ, осознания себя и понимания, в какой музыкальной форме ты находишься. Это по-новому заставляет открыть уши. По-новому заставляет услышать звучание оркестра. Для поклонников Липецкого симфонического такие концерты — замечательный опыт слышания разных оркестров. Концерты от Министерства культуры случаются у нас не так часто. В данном случае сошлись воедино многие факторы: гастрольный маршрут оркестра, высокий рейтинг Дома музыки в музыкальной Москве, доброе отношение к липчанам в Белгороде, и, конечно, свою роль сыграла великолепная акустика нашего зала, о которой многие музыканты наслышаны. Насколько часто будут проходить в Липецке подобные концерты, будет зависеть от слушателей. Благодаря посещению и поддержке липчан, возможно, что Липецкий дом музыки войдет в программу Всероссийских филармонических сезонов, и Липецк станем тем городом, в котором регулярно будут выступать лучшие исполнители России.

Текст: Наталья Горяйнова

Фото: Юлия Кобзева

Городская еженедельная газета «Первый номер» , 11июня 2018 г.

Потрясение звуком
11.06.2018

Возврат к списку