«Подмосковные вечера» в Поднебесной

Недавно Липецкий симфонический оркестр Дома музыки побывал на гастролях в Китае. Они прошли в городах Сиань, Баоцзи, Иньчуань, Баотоу, Карамай, Дунъин, Вэйхай.

На первом же выступлении липчан торжественно встретили представители администраций 7 городов, в которых были запланированы гастроли. О том, почему в Китае любят и ждут артистов Дома музыки, а также о 35-летии симфонического оркестра рассказал его художественный руководитель и главный дирижёр Константин БАРКОВ.

Многолетняя дружба

— Если вспомнить историю, договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР был заключён в 1950 году во время пребывания в Москве китайской партийно-правительственной делегации во главе с Мао Цзэдуном. Старшее поколение до сих пор с удовольствием вспоминает фирменные полотенца, текстиль, чайники, термосы и иную утварь, которую нам поставляли из Поднебесной.

В последние годы отношения между нашими странами развиваются особенно динамично, это касается и творческих связей. Недавняя поездка Липецкого симфонического оркестра в Китай — десятая по счёту. У нас был четырёхлетний перерыв, когда китайская сторона не принимала гостей из-за пандемии. Но как только граница открылась, нас сразу же пригласили. Почему наших артистов там любят и ждут? Липецкий симфонический оркестр — это стабильный коллектив профессионалов. Именно поэтому мы выступаем в Китае в великолепных залах, вмещающих от 3 до 5 тысяч зрителей. Согласитесь, такой приём ко многому обязывает.

Дружба с китайскими музыкантами у нас многолетняя. В Союзе композиторов России есть интересный композитор и музыковед Чжень Гуань Цзо с русскими и китайскими этническими корнями. Он привозил в Липецк большую программу, где звучали в том числе и его произведения. На этом концерте, полностью посвящённом китайской музыке, за пультом стоял профессор Харбинской консерватории дирижёр Тао Я Бин. А на Международном конкурсе имени Константина Игумнова, в котором участвовали китайские музыканты, им аккомпанировал наш оркестр.

В выборе репертуара для гастролей в КНР мы ориентируемся на пожелания приглашающей стороны. Обычно одну половину номеров занимают произведения русских, и другую половину — китайских композиторов.

Китайцы традиционно просят включить в концертную программу музыку Михаила Глинки и Петра Чайковского, песни «Подмосковные вечера» и «Ой, цветёт калина». Когда они исполняются, весь зал обязательно подпевает на русском языке. Примечательно, что хотя оркестр и вернулся на Родину только в начале января, нас ангажировали выступить в Китае уже этим летом. Такое предложение, согласитесь, говорит об очень высокой оценке нашего оркестра!

Конечно же, взаимное проникновение культур — китайской и русской — обогащает обе стороны. Это смогли почувствовать и липецкие зрители. На днях в Доме музыки состоялся концерт «Музыка дружбы. Россия — Китай». Он представлял собой полную версию того, что мы показывали за границей — с теми же солистами и исполнением нескольких песен на китайском языке.

Когда в Китае симфонический оркестр выступал с концертом, посвящённом Великой Отечественной войне, и исполнял песни «Священная война» и «День Победы», то зрители подпевали на русском языке.

Путь в 35 лет

Организованный в 1988 году, наш оркестр ни разу не менял своего названия. Но два года назад в Липецке появился ещё один симфонический оркестр. Чтобы избежать путаницы, я бы предпочёл называть наш симфоническим оркестром Дома музыки.

В разное время коллектив возглавляли дирижёры Елена Бойко, Николай Губин, Александр Сиднев. Но только при Гаррии Минеевиче Оганезове, руководившем с 1996 по 2010 год, оркестр приобрёл международную известность, завоевал лауреатские звания не только в России, но и в Германии, Австрии.

Этим же дирижёром в содружестве с директором оркестра Тамарой Дмитриевной Леоновой был запущен проект «С оркестром играют дети». В этом году талантливые стипендиаты Международного фонда Владимира Спивакова — пианисты, скрипачи, виолончелисты, исполнители на духовых и эстрадных инструментах — теперь уже в 22-й раз соберутся в Липецке, чтобы выступить на одной сцене с нашим симфоническим оркестром.

Многие из тех, кто прежде играл в этом проекте, стали известными музыкантами не только у нас в стране, но и за рубежом. Это пианист Алексей Сычёв, аккордеонист Сергей Крутских, Сергей Басукинский, скрипач Давид Махмудов.

35 лет — это долгий путь. За годы работы оркестр подготовил более тысячи программ из академической музыки отечественных и зарубежных композиторов. В разное время с нашим симфоническим оркестром выступали композиторы, дирижёры и солисты с мировым именем, включая Родиона Щедрина и Андрея Эшпая, которые доверили коллективу свои авторские вечера.

Липецкие меломаны слушали композитора Владислава Казенина, дирижёров Юргена Бёме, Мака Калока, Владислава Булахова, пианистов Юрия Розума и Марию Гамбарян, скрипачей Ирину Бочкову, Степана Яковича, Родиона Замуруева и многих других.

Я руковожу оркестром 14 лет. Меня называют «демократичным» дирижёром и за репертуарную политику, и за бережное отношение к артистам. За эти годы мы не только исполняли классику, но и работали с группой «Кино» и другими рок-музыкантами. Это были гастроли по нескольким городам России. Не боимся экспериментировать, включать в программы популярную музыку из кинофильмов, композиции из репертуара оркестра Поля Мориа, сюиты на музыку АВВА и «Битлз».

Ожившая легенда

2023 год стал для нас плодотворным. Оркестр дал 46 концертов, включая выступления в районах и городах области, а также в соседних Тамбове, Мичуринске и на небольших сценических площадках.

Наиболее важными событиями стали региональная премьера Третьей симфонии (Симфонической поэмы) Арама Хачатуряна, а также уникальный цикл из пяти программ, посвящённых 150-летию великого композитора Сергея Рахманинова. Вместе с липецкими солистами в этом проекте участвовали известные столичные музыканты: скрипачи Родион Замуруев и Юлия Игонина, органист Олеся Кравченко.

В прошлом году оркестр вместе с камерным хором и солистами завершил работу в рамках грантового проекта «Сергей Василенко. Оживляя легенду», реализованного по инициативе художественного руководителя Дома музыки Натальи Сосновской. Посвящён он был памяти незаслуженно забытого земляка-композитора.

Главным итогом проекта стало возрождение сочинения Василенко «Сказание о невидимом граде Китеже и о тихом озере Светояре». Партитура, которую я отредактировал, теперь хранится в библиотеке Московской консерватории. Вслед за Домом музыки это произведение нашего земляка было исполнено в Большом зале Московской консерватории.

Впереди у оркестра много творческих планов. Зрителей ждут встречи с новыми программами и интересными исполнителями. И, конечно же, юбилейный концерт коллектива, которым мы планируем завершить сезон.

Записала Татьяна Щеглова

Фото из архива симфонического оркестра

«Липецкая газета», 31 января 2021 г.

02.02.2024

Возврат к списку