Липецкий Дом музыки вернул липчанам имя и творчество композитора-земляка
В Липецке прошёл необычный концерт. В ОЦКНТ звучала музыка нашего земляка, выдающегося композитора Сергея Василенко. Это имя достойно стоять в одном ряду с именами Тихона Хренникова, Константина Игумнова, Надежды Обуховой, но почему-то оказалось забытым. До недавнего времени музыку Василенко знали только специалисты. Историческую несправедливость устранили артисты Липецкого Дома музыки во главе с его художественным руководителем Натальей Сосновской. Концерт стал завершающим в проекте «Сергей Василенко. Оживляя легенду».
От славы к забвению
В истории жизни русского и советского композитора Сергея Василенко много неожиданных поворотов, романтических моментов и трагических коллизий. Как и белых пятен, которые ещё ждут исследователей. Его музыка производит впечатление. Глубокая, разноплановая — и очень русская. Никого не оставляет равнодушным. Профессионалы отмечают высочайшее мастерство, неискушённых слушателей подкупают искренность, гармония и духовность.
Сергей Никифорович не только писал музыку, он был ещё выдающимся педагогом. Работая профессором Московской консерватории, воспитал плеяду талантливых музыкантов. Среди его учеников — автор гимна Советского Союза Александр Александров, мастер оркестровки Дмитрий Рогаль-Левицкий, народный артист Николай Голованов, композитор, педагог и общественный деятель Дмитрий Кабалевский, народный артист Арам Хачатурян и другие звёзды. В 1939-м Василенко присвоили звание народного артиста Узбекской ССР, в 1940-м — народного артиста РСФСР, в 1947-м удостоили высшей награды за достижения — Сталинской премии 1-й степени. В год 150-летия со дня рождения композитора имя Василенко его музыку вернули людям вновь.
— Исходя из реалий нынешнего времени, мне кажется, что сейчас появился запрос на именно такие личности, — объясняет Наталья Сосновская. — На настоящего русского человека, который отличался широтой души, широтой таланта и содержал в себе тот самый русский код.
Русский код
У каждого из нас есть любимое место на земле. Где радость сильнее, беды отступают, душа обретает силу. Для Сергея Василенко таким местом была Царёвка — деревня недалеко от Долгоруково. Когда мальчику было 10 лет, его отец купил эти земли и организовал успешное хозяйство, лучшее в Елецком уезде. Даже когда Сергей Никифорович уехал в Москву, он часто сюда приезжал. Именно здесь он написал свои лучшие сочинения.
— В 1883 году сюда приехала дворянская семья, — рассказывает директор музея-усадьбы «Край Долгоруковский» Надежда Крюкова. — Младший сын, Серёжа, с первых дней полюбил эти просторы, поля, перелески, речку.
С Надеждой Ивановной мы продираемся сквозь заросли крапивы и чертополоха высотой в человеческий рост, отдираем от одежды репьи. Ещё в 50-е тут кипела жизнь. В бывшей усадьбе Василенко жили колхозники. Тут были и магазин, и красный уголок колхоза имени Фрунзе.
«Я мальчишкой жил здесь, в этой усадьбе, — рассказывает житель Долгорукова Владимир Карташов. — Помню сады барские, аллея шикарная к речке вела. Все деревья по порядочку были посажены, всё было красиво.
«Большой двухэтажный дом в квазимавританском стиле, с решётчатыми балконами стоял на горе, — писал позже Василенко в воспоминаниях. — Вокруг росли пирамидальные тополя. С одной стороны к дому примыкал тенистый фруктовый сад, с другой — обширный парк с трёхсотлетними дубами. Лесистыми террасами спускались откосы к полноводной запруженной реке».
— Атмосфера Царёвки, ворвавшаяся в душу мальчика своими звуками, красками, запахами, сопровождала Сергея Никифоровича всю жизнь, — объясняет Надежда Ивановна. — Она поддерживала его, дарила вдохновение. Она явственно слышна в лучших его произведениях.
«Альцеста» и «Китеж»
Музыкой Серёжа увлёкся ещё в детстве, гимназистом написал своё первое сочинение — музыку к драме Еврипида «Альцеста». Он мечтал о консерватории, но отец велел поступать на юрфак Московского университета. Там юноша учился блестяще, но волшебная сила музыки оказалась сильнее. На последнем курсе Василенко решился «сменить юридическую карьеру на музыкальную». Он играл в оркестре, был помощником дирижёра, общался с композиторами и музыкантами, в том числе со своим кумиром Петром Ильичом Чайковским.
— У него было много знаменитейших друзей, — рассказывает заслуженный деятель искусств России, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории имени Чайковского Всеволод Задерацкий. — Например, художники — Нестеров, Врубель, братья Васнецовы. Одно это свидетельствует, что он был большой и яркой, светящейся фигурой.
Выпускным сочинением Василенко стала опера-кантата «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре» — по легенде о том, как, спасаясь от нашествия Батыя, китежане стали молиться Богу, и город погрузился в озеро. Он получил диплом 1-й степени и золотую медаль. Директор консерватории Василий Сафонов назвал работу произведением мирового масштаба.
Дирижёр и просветитель
После консерватории Василенко творит в разных жанрах. Пишет в стилях модернизма и символизма — романсы на стихи Блока и Брюсова, симфоническую поэму по Уайльду. Обращается к европейской музыке XVI—XVII века, в том числе лютневой. Его смелый эксперимент — первая в истории симфония для оркестра русских народных инструментов. Для Николая Осипова, его имя сейчас носит национальный академический оркестр русских народных инструментов, он написал «Концерт для балалайки с оркестром». Никто не верил, что народный инструмент можно «подружить» с симфоническим коллективом.
— На концерт многие пришли с желанием освистать, потому что такое сочетание казалось невозможным, — рассказывает доцент Московской государственной консерватории имени Чайковского, член Союза композиторов РФ Анжелика Комиссаренко. — Но публика была покорена, были овации.
Василенко был и замечательным дирижёром. После консерватории он дирижирует оркестром, путешествует по Европе. По-дружески общается там с музыкантами, в том числе с Камилем Сен-Сансом и с Рихардом Штраусом. В 1907-м организует Исторические концерты — для рабочих, студентов, интеллигенции. В них выступали лучшие артисты, а билеты были доступны для всех. Концерты шли 10 лет, до самой Октябрьской революции. А уже в 1918-м он снова организует в Москве общедоступные концерты-лекции.
— Сейчас трудно представить, чтобы в парке Сокольники звучала симфоническая музыка, — рассказывает проректор Московской государственной консерватории имени Чайковского, профессор, доктор искусствоведения Константин Зенкин. — Это была блестящая страница в истории нашей музыкальной культуры.
В 20-х годах, когда в Москве начали радиовещание для массового слушателя, Василенко участвует в организации трансляций концертов классики.
Педагог и композитор
В Московской консерватории Сергей Никифорович работал с 1907 года до самой смерти, до 1956-го. Именно по его инициативе создали кафедру инструментовки. По его трудам студенты учатся и сейчас. Профессор Василенко, опираясь на традиции русской классической школы, строил советскую музыкальную культуру. Осмыслил и революционные эксперименты 20-х годов, и академизм сталинского периода. Он пишет в разных жанрах: песни, оперы, балеты, симфонии, музыку к спектаклям и фильмам. Проявляет интерес к фольклору разных народов. Увлекается Востоком. Его считают одним из основателей Ташкентской национальной оперы — вместе со своим учеником Мухтаром Ашрафи он написал первую узбекскую оперу «Буран». Она имела оглушительный успех — 40 аншлагов.
Зов памяти
Василенко считали одним из самых авторитетных деятелей культуры страны. Почему его имя больше чем на полвека оказалось вычеркнуто? Возможно, из-за его дворянского происхождения — опасного для советских лет изъяна. В 1917-м его арестовывали, он больше месяца провёл в Бутырке. После революции он ни разу не приезжал в Царёвку. Официально. Хотя местные рассказывают, что в начале 1950-х он всё-таки посещал эти места — тайно, в одежде нищего. Его видели у родника Гремячик и у речки Сновы. Эти места связаны с его любимой женщиной, Татьяной Алексеевной Шамбинаго, потом она стала его женой. Именно ей он посвятил Вторую симфонию — по мнению знатоков, самое сильное его произведение. Здесь они катались на лодке и на лошадях, оставались на ночь и жгли костры. Местные называют Василенко «добрым барином» и вспоминают его с теплом. Крестьянкам на праздники он дарил отрезы ткани. Тем, у кого падала корова, выдавал высокоудойную взамен. В 1916 году, чувствуя приближение революции, Сергей Никифорович сам раздал земли крестьянам. И попрощался с ними — особым образом.
— Мой дед работал у него в усадьбе, — рассказывает жительница Долгорукова Валентина Черных. — Говорит, барин вывез фортепиано на балкон и играл день и ночь, день и ночь. А работники стояли поодаль и плакали. Чувствовали: прощается барин.
Музыка их объединила
В проекте «Сергей Василенко. Оживляя легенду» удалось объединить больше 200 человек: артистов Липецкого дома музыки, солистов филармонии, преподавателей областного колледжа искусств, сотрудников учебно-методического центра повышения квалификации работников культуры и искусства. Откликнулись и учёные из Москвы: из консерватории и национального музея музыки имени Глинки. Создали сайт и документальный фильм, проводят конференции, выставки, мастер-классы для одарённых детей от лучших музыкантов страны. С концертами артисты проехали по многим районам области, эту музыку услышали тысячи людей. В программе концерта в ОЦКНТ были кантата о Китеже, концерты для трубы и валторны с оркестром и концерт для трубы с оркестром. Их исполнили симфонический оркестр Дома музыки, два камерных хора — из Липецка и тамбовский имени Рахманинова, солисты из Липецка, Воронежа и Москвы. Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Национального музея музыки имени Глинки Ирина Новичкова приехала из Москвы специально на этот концерт:
— Эти сочинения обязательно должен услышать каждый музыкант и вообще каждый русский человек. Это удивительной красоты музыка, тем более в таком представительном исполнении. Концерт для трубы с оркестром я раньше слушала только на пластинке, живьём слышу первый раз. Василенко был удивительным мастером.
Текст: Марина Карасик
Фото предоставлено Липецким Домом музыки
Досье:
Сергей Василенко (1872–1956) — автор шести опер, девяти балетов, 12 сочинений для оркестра, шести симфонических концертов. Написал музыку к восьми художественным фильмам, 12 спектаклям, более 200 романсов, песен, сюит и вариаций. Это огромное творческое наследие. Талант Василенко многогранен: его интересовали и русские темы, и восточные, и библейские сюжеты. Он увлекался импрессионизмом, символизмом, неоклассицизмом. Но основная линия творчества — классическая.
Цитата:
Жить — это значит работать во всю силу своих способностей и возможностей на благо Родины
Газета «Первый номер», 8 ноября 2022 г.