Откровения главного дирижера

Два месяца назад новым художественным руководителем и главным дирижером духового оркестра Липецкого Дома музыки назначен Василий Збражский. Его монологи для газеты «Липецкие известия» – о новаторских планах, о взглядах на музыку и на жизнь.

О себе

Я родился в Туапсе, красивый морской город. Потом родители переехали в Волгоград, там я окончил школу, и в этом же городе произошло мое становление как музыканта. А было все просто. Я вырос в верующей семье. Авторитет моего отца, Ярослава Степановича, она работал столяром –краснодеревщиком, был непререкаем. Мама моя,   Любовь Ивановна, швея по специальности, во всем ему уступала. В семье царили мир и лад. Мы четверо братьев, их слушались. Когда мне исполнилось 11 лет, отец отвел меня в музыкальную школу по классу «кларнет». Это была его давняя мечта, он сам хотел играть на этом инструменте. Отвел учиться, и потом уже увидел, как я играю, спустя 9 лет на выпускных экзаменах Волгоградского училища искусств. Моими педагогами в школе были Коломыткин, он сразу, спустя год моего обучения, вышел на пенсию и Олег Иванович Ульянов, у него я и окончил музыкальную школу.

После окончания училища я поступил в Ростовскую консерваторию на оркестровый факультет, кафедру духовых инструментов. Женился тоже в Ростове. А в 2008 году мы переехали к родственникам жены в Липецк. И большая часть моей творческой жизни проходит именно здесь. Липецк – уютный город, где все друг друга знают, комфортно жить и есть возможности для творчества.

В Липецкий духовой оркестр меня пригласил кларнетистом его главный дирижер, заслуженный артист России Александр Анатольевич Калмыков    в 2008 году. В оркестре я работал артистом и два года я проучился, что называется «без отрыва от производства» в магистратуре   Российской Академии музыки имени Гнесиных по специальности «оперно-симфоническое дирижирование», за что очень благодарен Александру Анатольевичу.

В 2021 году Калмыков позвал меня на должность дирижера оркестра. И так получилось, что в этом, 2023 году, он решил оставить свой пост и уйти на заслуженный отдых.

Теперь за два месяца работы я уже познал «все прелести» новой должности. Ох, и «тяжела она, шапка Мономаха». Руководство Дома музыки ставит передо мной задачи, и надо их быстро решать. Это и выбор программы концерта, и кто будет играть, и прочее, прочее. Очень даже большая разница – быть вторым дирижером или главным, который отвечает за многое.

Семья и судьба

Кем я бы мог стать, кроме как музыкантом? В юности мечтал быть водителем-дальнобойщиком. В лихие двухтысячные годы, когда надо было выживать, работал на стройке, а потом и в мебельном цехе. Я и сейчас могу шкаф построить или собрать. Пытался организовать свой бизнес. Но как говорится, не судьба. Чтобы заниматься бизнесом, надо очень любить деньги, и идти по головам. А для меня музыка – дороже денег.

Моя жена Лилия – пианист, работает концертмейстером в ДШИ №6, в хоровом коллективе заслуженного работника культуры Липецкой области Елены Серовой. Сын Костя обучался у меня в классе, в ДШИ №6, сейчас – студент ЛГТУ, изучает иностранные языки, одновременно – студент   второго курса Липецкого колледжа искусств имени Константина Игумнова, еще играет в нашем духовом оркестре на саксофоне. Дочь Эвелина, ей 14 лет, обучается в моем классе в ДШИ №6 на кларнете.

В ноябре я встречу полувековой юбилей. И когда задаюсь вопросом, кто я и как прожил эти годы, что главное? То могу сказать: главное – быть полезным, тогда и счастлив. Мне говорят: зачем ты, помимо оркестра работаешь в музыкальной школе и колледже искусств, и еще солируешь на кларнете и саксофоне, и я отвечаю: время бежит быстро. Когда не буду успевать, то что-нибудь оставлю.

Свободное время все-таки есть. Рыбалку люблю. Езжу на Матыру, с тестем – на Волгу, под Астрахань погреться и рыбку половить. Этим летом поймал сома на 5, 5 килограм, назад отпустил, потому что ждал леща… (улыбается).

О себе могу сказать: я – счастливый человек. Я радостно иду на работу и возвращаюсь домой с тем же чувством. Так же как и мой отец, я главный в своей семье. Меня там любят и ждут. Надеюсь, так будет и в оркестре.

О том, что делает левая рука или правая

В любой концертной программе мне нравится импровизировать. На репетициях мы занимается «рутиной», музыкальными деталями разучиваемого произведения. А на концертах уже звучит «искусство во времени». Каждый из нас, в рамках партитуры, так или иначе отдается фантазиям и свободному музицированию.

Правая рука дирижера задает на концерте ритм, а левая – это эмоции, общение с оркестрантами.  

Хороший дирижер одновременно должен быть и музыковедом. Не только предлагать те или иные музыкальные штрихи, говорить о фразировке, но и рассказать на репетиции об эпохе в целом, о той музыке, что мы играем. Для этого надо читать много литературы – чтобы, прежде чем выйти к оркестру, знать, чего ты хочешь, добиться правильной музыкальной атмосферы, эмоций.

Через помощь гениев мы учим людей видеть Божественное. Я не имею морального права учить этому на словах. Но даже если неверующий человек приходит на концерт и слушает музыку, он отдыхает душой и становится лучше.

Разнообразием музыки оркестра мы расширяем свою аудиторию слушателей, включаем в свои ряды людей разных возрастов и приверженцев разных жанров.

И чтобы мы не делали, сверхзадача – выработать особый звук единого звучания оркестра.

Мы ждем перемен

Мы, духовой оркестр, работаем в сфере культуры, и это, прежде всего, означает верность традициям. Без традиций нам не на что опереться, чтобы двигаться дальше. Новаторство, с моей стороны, состоит в том, что мы играем разную музыку, в разных жанрах. Я благодарен художественному руководителю Дома музыки Наталье Георгиевне Сосновской за то, что она позволяет идти на эксперимент, в таких программах, как «Эволюция рока», «Большая музыка – духовым оркестром», где наш коллектив исполнил произведения, написанные для симфонического оркестра.

Конечно же, Липецкий духовой обязательно будет выступать на улицах и в парках, на концертах, посвященных 9 мая, 23 февраля, 12 июня – на общенародных праздниках, где мы востребованы в «классическом понимании» - играть марши, вальсы, фокстроты. Но, вместе с тем, мы постараемся расширять свои горизонты.

…Я убежден в том, то духовой оркестр – это единый инструмент. И чтобы улучшить качество звучания, мы должны работать в разной стилистике. Классика – это особые задачи в подаче и звуке, надо «раскодировать» то, что написано великими композиторами более двухсот лет назад, а если работаем с современной роковой музыкой – это уже совсем иное.

Главное – не только обновлять, но стабилизировать лучшие накопления и идти дальше.

Оркестр мне достался в хорошем состоянии, и он постоянно обновляется. Средний возраст оркестрантов – 35-40 лет. У нас уже сейчас работают наиболее талантливые студенты областного колледжа искусств имени Константина Игумнова, есть даже первокурсники. Это наша кузница кадров. Нам есть, куда двигаться дальше, какую музыку играть и какую смену растить.

Татьяна Щеглова

Фото архива Дома музыки

Областная газета «Липецкие известия», 8 ноября 2023 г.

 

 

Откровения главного дирижера
09.11.2023

Возврат к списку