МЕЖ АСФАЛЬТОМ И НЕБОМ

В Доме музыки в Липецке сейчас проходит выставка художника Олега Кузина. Экспозицию он назвал строками из стихотворения своего друга – поэта из Санкт-Петербурга Владимира Панкраца – «Меж асфальтом и небом». Это пейзажи, натюрморты, абстрактные полотна.

Художественный руководитель Дома музыки Наталья Георгиевна Сосновская рассказала, что впервые увидела творчество Олега Кузина в начале девяностых годов. Оно поразило и удивило ее, поскольку заметно отличалось от того, что ей доводилось видеть на выставках раньше. Многие полотна завораживали своей энергией, удивляли взглядом на жизнь, на мир вокруг. Его живопись многие тогда сравнивали с «глотком свежего воздуха». Прошло уже много лет. Сегодня, возможно, это уже и не такое новое и, возможно, даже стало классикой в некотором смысле, но ощущения от произведений те же самые. Это та же энергетика, философия, другой и необычный взгляд на мир.

Заместитель председателя Липецкого отделения Союза художников Российской Федерации Татьяна Евгеньевна Жебылева говорит, что творчество художника известно липецкому зрителю, у него не раз были персональные выставки, которые всегда вызывают интерес. Его полотна можно отнести к постмодернизму. Это направление является значимым в истории культурной жизни человечества, это целый пласт в литературе, скульптуре, живописи и даже науке. В произведениях Олега Васильевича прослеживаются многие характеристики этого направления, но много и индивидуальных находок. У него сложился свой особый стиль, свое видение происходящих в нашей жизни процессов.

– Например, есть полотно, – говорит Татьяна Евгеньевна, – где пейзаж изображен через прицел видоискателя фотоаппарата, который дает еще более ясную картину ракурса этого места. Художник пытается заинтересовать зрителя, взглянуть на, казалось бы, банальный пейзаж через призму фотоаппарата. Представлены здесь и портреты. Люди на них узнаваемы, но как выполнены эти работы? Здесь вы увидите массу красок, цвета, тонов, полутонов и так далее. Это смотрится необычно и занимательно. Я думаю, что зритель обязательно найдет на выставке что-то для души. Работы Олега Васильевича выглядят ярко, сочно, на них присутствует движение в пространстве, во времени, в перспективе.

– Иногда я спрашиваю себя, – говорит скульптор, член Союза художников России Андрей Анатольевич Сулин, – а как, по каким критериям узнавать, хороший художник или нет? Для себя я понял, что мастерство измеряется внутренней свободой художника. У Олега степень внутренней свободы максимальная. Его живопись многослойная, удивительная, она способна вдохновлять. В своем творческом поиске он идет бескомпромиссным путем, не останавливаясь на каком-то одном этапе, а поэтому достигает максимальной выразительности.

Мы когда-то вместе с ним учились в художественной школе, потом встретились уже, когда оба окончили художественные училища. И я был потрясен тем мастерством, которого он достиг тогда. Потом прошли годы, я продолжаю следить за его творчеством и вижу, как оно становится все лучше и удивительнее. Он по-прежнему радует нас своими находками, замыслами, сюжетами. Каждая его работа сама по себе необычна, красива, многогранна. На мой взгляд, выставка получилась цельная, разнообразная, заслуживающая внимания. Здесь, как я понял, представлены работы разных лет, а поэтому видно, как эволюционирует автор, что ему удалось найти в разные периоды времени.

Олег Васильевич рассказал, что практически все представленные в Доме музыки работы новые, хотя есть и те, которые уже известны зрителю. «Это чистая эстетика, никакой назидаловки и политики». Каждая работа – это часть определенной гармонии, того, что хочет выразить художник.

– Многие произведения, – говорит он, – мне более близки, другие менее. Время меняет ситуацию. Если что-то когда-то казалось хорошим, то теперь выглядит не очень здорово, а то, что не очень нравилось, оказалось, наоборот, ярким и запоминающимся. Именно поэтому и хочется посмотреть, а как это будет воспринимать зритель? Мне кажется, что для художника не существует завершенных работ. Как говорил Ренуар, «время работает на меня». То есть процесс продолжается, работа живет своей жизнью, и с течением времени меняется процесс ее восприятия.

Выставка, кстати, продлится месяц, ее посетить можно бесплатно.

ЭУФОНИУМ ЗОВЁТ

После открытия выставки можно было посетить концертный зал, где выступил лауреат всероссийских и международных фестивалей и конкурсов Липецкий симфонический оркестр. Создан коллектив был в 1988 году. Сегодня его возглавляет Константин Владимирович Барков. Липчане услышали произведения Александра Клевицкого. Кстати, некоторые работы были исполнены в Липецке впервые, поскольку звучали в сопровождении эуфониума, что в переводе означает «сладкоголосый», «полнозвучный», «приятно звучащий». Это басовый музыкальный инструмент семейства сакс-горнов. Изобретен он был еще в 1821 году во Франции, популярен в Великобритании, Западной Европе.

А если проще, то это медный духовой музыкальный инструмент, обладающий достаточно мощным басовым звуком. В себе он как бы объединил фагот, серпент, саксофон, а поэтому играть на нем могли только люди с отличным музыкальным слухом. К таким и относится музыкант, педагог, общественный деятель, создатель и руководитель культурных и просветительских проектов, лауреат международных конкурсов Олег Игоревич Абрамов. Он, кстати, играет на многих музыкальных инструментах, а еще сам сочиняет мелодии, пишет статьи, выступает с сольными концертами, проводит мастер-классы, работает со многими известными дирижерами страны, например, Гергиевым, Мансуровым, Симоновым и так далее.

Музыка советского и российского композитора, дирижера и продюсера Александра Леонидовича Клевицкого звучала в Липецке впервые. Он пишет музыку к балетам, мюзиклам, кинофильмам. А идея проведения этого концерта принадлежала Олегу Игоревичу. Он пояснил, что сегодня классическая музыка незаслуженно забыта, но именно она является тем стержнем, той составляющей, на которой все и основано. Олег Игоревич часто гастролирует по многим странам мира, где и старается пропагандировать эту музыку. Безусловно, музыка – это такая субстанция, которая продолжает развиваться, но существуют и определенные грани, каноны, и если их нарушать, как это делают некоторые современные композиторы, то получается дисгармония.  

В свой репертуар Олег Игоревич включает игру на эуфониуме. Ему нравится этот инструмент, он достаточно многофункционален и многообразен. В начале концерта мы услышали произведение Клевицкого «Зимняя сказка». Впервые оно прозвучало в прошлом году на камерном фестивале Союза композиторов России в Москве. Музыка Александра Леонидовича понятна, доступна и живописна. Он писал песни для Иосифа Кобзона, Анны Вески, Тамары Гвердцители и других известных исполнителей. Однако есть в его репертуаре и такие произведения, которые делают композитора настоящим мастером.

«Зимняя сказка» сразу погружает слушателя в атмосферу снежной и сказочной зимы. В композиции сталкиваются «добро» и «зло», где «добро», конечно, побеждает. В его произведениях заложен философский смысл, слышны различные мотивы, переходы, эффекты. Музыка завораживает и влечет. А потом мы услышали творения Шуберта, Моцарта, Поля Мориа, Астора Пьяццоллы. Многие уже известные мелодии прозвучали словно впервые, поскольку исполнялись с эуфониумом.

Наталья Георгиевна заверила, что февраль в Доме музыки в плане концертов обещает быть насыщенным, а поэтому выразила надежду, что многие липчане смогут познакомиться и с творчеством Олега Кузина. Так что приобщение к прекрасному продолжается.

Андрей МАРКОВ.

Областная еженедельная газета «Липецкие известия», 9 февраля 2022 г..  

 

МЕЖ АСФАЛЬТОМ  И НЕБОМ
17.02.2022

Возврат к списку