Летать по клавишам

Пианист, джазмен Игорь Верещагин живёт в мире музыкальных открытий: талантливых исполнителей, новых звучаний, неожиданных импровизаций. Джаз для него — это внутренняя свобода. Верещагин являлся одним из организаторов фестиваля «Джазовая провинция».

Проект под его руководством прожил в Липецке четверть века. В нём участвовали музыканты мировой величины. Однажды один из них сказал: «В Липецке зритель воспринимает джаз как в последний раз».

Отец Игоря слушал популярных в его молодости стиляг, мама интересовалась стилем буги-вуги. Но в то время иностранной музыкой пугали народ, приобщаться к ней считалось вульгарным. Для Игоря в детстве джаз был чем-то таинственным, ему он был совершенно неведом, зато музыкант знал весь репертуар театра в Виннице, где тогда жила их семья.

Дедушка был режиссёром, народным артистом Советского Союза, бабушка — актрисой. Он помнит творческие споры на кухне и постановки, увиденные из-за кулис театра. Дед хотел, чтобы внук пошёл по его стопам, но ему это было совершенно неинтересно. Театральный цех его разочаровал.

Встреча с Кашпировским

Игорь в юности был отчаянным футболистом. Его сильные стороны — координация и скорость. Играл много и с азартом. В это же время учился в музыкальной школе по классу, фортепиано, но, по его словам, мама заставляла, занимался из-под палки. Интерес к музыке пришёл с появлением в их школе ВИА «Школяры», где Игорь стал играть на клавишных. Интересно, что их репетиции и выступления проходили в клубе психиатрической больницы, где занимались в кружках врачи и медперсонал клиники.

— Мы аккомпанировали на выступлениях тогда ещё никому не известному врачу-психотерапевту Кашпировскому. Он действительно владел техникой гипноза и вводил на сцене в транс публику. «Обкатывал» там свои будущие программы. Наш ансамбль выступал на школьных вечерах, там я почувствовал свой первый успех. Мне захотелось знаний, которыми тогда не владел, и я стал усиленно заниматься музыкой, — рассказывает Верещагин.

Поначалу Игорь мечтал стать дипломатом и даже учился на подготовительных курсах по международным отношениям и праву. Но очередь на поступление детей номенклатурных работников была огромной, а потому будущий джазмен с радостью оставил эту затею. К тому времени душа уже была полна звуков, и Игорь поступил учиться на музыковеда и историка теории музыки. В училище стал усиленно заниматься на фортепиано. Позже даже отслужил в армии — в войсках ПВО. Но  там не расставался с любимым инструментом — играл в духовом оркестре и в ВИА на электрооргане. После чего его ждала судьбоносная встреча с джазом.

— Я поступил в Донецкую консерваторию. Этот город в середине 80-х годов прошлого столетия был центром джазовой музыки, также как Москва, Екатеринбург, Ленинград. Я окунулся в атмосферу настоящего джазового цеха. Там собрались уникальные музыканты. Мы передавали друг другу знания и умения. Музыка стала для меня открытием. Я слушал её целыми днями: от классики до барокко. Любил экзотическое направление: индийские мелодии, арабские. Всё это завораживало, и хотелось понять, как зарождается настоящая музыка, — рассказывает джазмен.

«Грунтовой» фольклор

 Виниловые пластинки джазмен заказывал на Апрелевском заводе грампластинок. Их присылали ему по почте буквально пачками. В то время единственное, что не воспринимал Верещагин, был фольклор, который звучал из всех радиоточек. Исполнителей украинской народной музыки музыканты называли между собой «шароварами», а русских — «лаптями». Потом, услышав аутентичный фольклор, Верещагин сделает для себя ещё одно открытие — какая это глубокая музыка. Он назовёт её «грунтовой», что значит — исконной. Через много лет в Липецке он сделает аранжировки к песням ансамбля «Воскресенье», и это будет по-настоящему здорово.

Первой творческой площадкой в Липецке для Игоря Верещагина стала филармония. Здесь музыкант проработал с 1994 до 2016 года. Он создал проект «Джазовая филармония», куда вошла концертная линия и лекторий «В стране птиц». Название символическое — в музыкальном мире птицами называют джазовых исполнителей за их разноголосье. Игорю Фёдоровичу хотелось приобщить людей к джазу, и он отправился в школы, вузы, на предприятия.

— Чтобы понять джаз, его нужно познать. Многие не воспринимают эту музыку и не считают её великой. Это присуще тем, кто не расширяет свои культурные границы, — говорит музыкант.

 Подарить липчанам джаз от великих исполнителей стало задачей некоммерческого музыкального проекта «Джазовая провинция». За 25 лет это музыкальное событие стало своеобразным брендом Липецка и невероятно полюбилось публике. На лучших площадках города выступили мировые звёзды джаза. Игорь Верещагин был модератором фестиваля и, конечно, сам играл на сцене.

— Эти выступления проходили по-разному. Но чаще бывало ощущение полёта. Вдохновляет, когда ты делаешь что-то неожиданное в своей импровизации, что тебя восторгает. Я всегда помню фразу одного поэта: «Если ты не управляешь полётом, за тебя это сделает кто-то другой», — рассказывает маэстро.

Музыка в сердце

Игорь Верещагин признаётся, что он из тех музыкантов, которые работают над импровизацией прежде, чем сесть за инструмент. К нему вариации музыки приходят, когда он гуляет или просто отвлечённо над чем-то думает. А потом музыкальные фразы становятся основой для джазового произведения.

Верещагину хорошо знакома зарубежная публика. В Швейцарии он делал музыкальное сопровождение цирковых номеров и шоу-программ. Заработать таким путём приезжали именитые коллеги — от Бразилии до США. Было много общения и джаза. Однажды под Рождество Верещагин даже выступал с приятелем на улицах Берна, но понял, что роль уличного музыканта — не его история.

— Я не испытал никакого драйва. Друг играл на ксилофоне, а я — на губной гармонике. У меня получилось скованно, не хватило ощущения звука. Но я попробовал, и это важно, — с улыбкой говорит музыкант.

 Верещагин десять лет гастролировал в Ялте. Его не раз приглашали на закрытые вечеринки, и он к этому относится нормально. Игорь исполнял джаз в пансионате банка ВТБ. Однажды сыграл несколько композиций с бывшим министром финансов Алексеем Кудриным.

— Кудрин, оказывается, был барабанщиком в школьном ансамбле. В Ялте он вспомнил юность, вышел на сцену и сыграл, — добавил Игорь.

Маэстро говорит, что к своему исполнению относится критично и не считает себя великим музыкантом. Но при этом за свою творческую жизнь он играл в десятках ансамблей и создавал свои коллективы. Маэстро счастлив от того, что окружён талантливыми людьми. Сейчас Игорь Фёдорович работает заведующим музыкальной частью в Доме музыки. Его исполнение всегда остаётся в сердце.

Автор статьи -  Дарья Шпакова, фото Александра Юшкова

«Липецкая газета», 5 июля 2023 г.

 

Летать по клавишам
05.07.2023

Возврат к списку