Голос города

Юбилейный концерт Липецкого камерного хора, которому в этом концертном сезоне исполнилось 25, перенесён из-за пандемии на осень. «Хоровой фейерверк», которым планировали завершить сезон и празднование юбилея, липчане услышат в октябре. Как научиться воспринимать хоровое искусство, почему в хоре сложно петь, и что отнимает онлайн-трансляция, «Первому номеру» рассказал создатель и руководитель хора, заслуженный артист России Игорь Цилин.

Липецкий камерный хор в представлении не нуждается — лауреат международных и всероссийских конкурсов, голос Липецка, как называют его сами липчане. За 25 лет коллектив хора стал известен далеко за пределами Липецкой области. Первую победу в 2000 году принёс конкурс-фестиваль духовной музыки «Русь святая». И дальше пошло-поехало: Испания, Венгрия, восторженные зрители, но это с одной стороны. С другой, каторжный труд, репетиции, и преданность своему делу, несмотря на скромные зарплаты.

Хорист должен уметь всё

Сейчас в Липецком камерном хоре 25 человек. На каждой репетиции Игорь Цилин говорит им, что певец хора должен уметь всё.

— Хор — это такой коллектив, который может перевоплощаться, — объясняет Игорь Михайлович. — «Блистательный Санкт-Петербург», «Легенда о граде Ельце» — у нас очень много перевоплощений. Сегодня вот на репетиции было сложное произведение, в стиле мамбо, и там нужно было изобразить музыкальные инструменты, например, синтезатор, быть аккомпаниатором солисту.

Как признаётся Цилин, сложнее репетировать 25 миниатюр, чем одно произведение, например, кантату или мессу. Однако для зрителя, тем более, пришедшего послушать камерный хор впервые, интереснее будут именно разные музыкальные стили, потому что тогда можно представить весь диапазон хорового пения.

Мы только набираем обороты

Казалось бы, четверть века — небольшой срок по меркам человеческой жизни. Однако для хора это — солидный возраст, хотя и не потолок: в соседнем Тамбове черняновскому хору имени Марии Мордасовой исполнилось 100 лет, а старейший хор России академической акапеллы Санкт-Петербурга ведёт свою историю с 1476 года, когда в Москве указом царя Ивана III был образован хор государевых певчих дьяков.

— 25 лет — это сгусток эмоций, совершенно разных — и которые окрыляют, и те, что заставляют подумать, — признаётся Игорь Цилин. — В начале было ощущение, что двигаешь что-то тяжёлое. Потом начали набирать скорость, обороты. Сейчас у нас масса работы, масса проектов, главное — возможность всё это реализовать. Дай Бог, чтобы наш концертный сезон возобновился, и всё, что мы задумывали, свершилось.

Онлайн этого не даёт

Несмотря на то, что Липецкий камерный хор в постоянном поиске новых форм и стилей, формат онлайн, который стал популярен в артистическом мире во время пандемии, по словам Игоря Цилина, не отвечает задачам хора.

— Что такое онлайн? Это можно поговорить онлайн, как я с дочерью разговариваю, — делится Игорь Михайлович. — Информацией поделиться — не больше. Есть вещи, которые нельзя передать через экран: ощущение настроя перед концертом, личное понимание произведения, твою внутреннюю эмоцию. И когда зритель чувствует коллектив и понимает, возникает какая-то невидимая нить, воспринять которую можно только на уровне каких-то космических субстанций. Это не поддаётся объяснению. И онлайн этого не даёт.

Я бы репетировал бесконечно

В июне хор возобновил репетиции. Певцы работают с соблюдением социальной дистанции. И продолжают готовить программу «Хоровой фейерверк». Для хора репетиции — источник развития и вдохновения. «Я бы репетировал бесконечно», — говорит Игорь Цилин.

И если сам дирижёр неизменен, то коллектив хора за 25 лет сильно поменялся. Кто-то уходит по возрасту, кому-то предлагают другую работу. Приходят и новые певцы. Одно время Игорь Михайлович надеялся, что сможет сам вырастить достойную смену — он преподаёт в музыкальной школе. Однако вскоре понял, возлагать большие надежды на юные дарования с ещё не сформировавшимися голосами довольно сложно, да и профессия хориста сейчас не в числе самых престижных, хотя одна из самых сложных. Игорь Цилин говорит, что камерный хор — это голосом города, поэтому так важно, чтобы липецкий хор умел исполнять любую музыку: и классику, и джаз, и народную песню.

Отсюда и программа, которую репетируют к юбилейному концерту. На нём выступят гости: Тамбовский хор и хор Елены Серовой липецкой ДШИ №6.

— На концерте мы представим хор в двух ипостасях: хор как таковой, как певческий коллектив, и хор как театр, — делится планами Игорь Цилин. — Каждый из хоров покажет свою программу. В конце мы планируем петь сводным хором. В завершении будет премьера произведения, которое в Липецке ещё не исполнялось.

Справка

Игорь Михайлович Цилин родился 15 февраля 1959 года. Заслуженный артист России. Окончил Липецкое музыкальное училище (хоровое отделение — класс Козловой) и Казанскую государственную консерваторию (класс профессора Казачкова).

Руководил хором мальчиков Дворца культуры профсоюзов, Академическим хором ДК Новолипецких металлургов. С 1994 года художественный руководитель и главный дирижёр Липецкого муниципального камерного хора. Преподаёт в школе искусств № 1.

В 1999 году награждён знаком «За достижения в культуре», учреждённым министерством культуры России.

Заслуги хора

1996 год — Липецкий камерный хор стал дипломантом конкурса «Поющая Россия» (Москва).

2000 год — «Гран-при» конкурса-фестиваля духовной музыки «Русь святая» (Волгоград).

2002 год — победитель V всероссийского конкурса «Поющая Россия». Победа в трёх номинациях на Международном конкурсе «Хабанера и Полифония» (Испания).

 

2003 год — «Золотой диплом» на Международном конкурсе в Будапеште (Венгрия). Гран-при» на Международном конкурсе имени Брамса (Германия).

2004 год — «Гран-при» на 8-ом Международном конкурсе «Riva del Garda» (Италия). Золотая медаль в категории «Камерные хоры» на всемирной хоровой Олимпиаде (Германия), в которой участвовали 340 хоров из 60 стран мира.

2005 год — участие в хоровом фестивале и шествии хоров в Италии.

2007 год — участие в конкурсе камерных хоров в Германии.

2008 году — лауреат Международного конкурса духовной музыки (Польша).

2012 год — участие в фестивале «Ты, Моцарт, бог...» (Москва).

2013 год — лауреат I премии в категории «Камерные хоры», лауреат II премии в категории «Духовная музыка» Международного хорового фестиваля-конкурса «Поющий мир» (Санкт-Петербург).

Наша уверенность в будущем

Наталья Сосновская, художественный руководитель Липецкого Дома музыки:

«Трудно представить музыкальную палитру нашего города без Липецкого камерного хора. Его неповторимое звучание привносит в нашу жизнь гармонию и красоту, а его присутствие на сцене является гарантией высокого профессионализма и качества концертных программ. На протяжении 25 лет руководителю хора удаётся собирать вокруг себя людей, способных действительно петь и вкладывать душу и желание в то, что они делают. Они — настоящие служители Музыки, которые обладают удивительной способностью счастливых делать ещё счастливее, глубоко чувствовать грусть — тех, кто грустит, умеют открывать новые краски в звучании, неведанные ранее звуковые миры. Хочется вспомнить, что именно благодаря камерному хору в Липецке после длительного перерыва возобновилась традиция проведения духовных концертов, впервые прозвучали знаковые сочинения отечественной и зарубежной хоровой классики, музыка наших современников. На протяжении многих лет я являлась счастливым свидетелем многочисленных конкурсных и концертных триумфов хора, который и сегодня является не просто ведущим коллективом Дома музыки, а нашей гордостью и спокойной уверенностью в будущем, поскольку в хоре работают талантливые люди».

Текст: Алёна Воробьёва

Фото: Павел Покидов

Еженедельная  газета «первый номер»,  22 июня 2020 года.

Голос города
15.07.2020

Возврат к списку