Фантастическая история в Липецке

Необычный концерт - сказка для взрослых или философский экспириенс.

 

Мистика и фантасмагория. «Волшебная флейта» (6+) Моцарта и «Лоэнгрин» (12+) Вагнера. «Ночь на Лысой горе» (12+) Мусоргского и «Пляска смерти» (16+) Сен-Санса.  Каждая премьера Липецкого Дома музыки — это событие. Закрыть концертный сезон артисты тоже решили неожиданно и оригинально — все произведения вечера «Фантастическая история» (12+) были связаны с загадочным и непостижимым.

 

Параллельная реальность рядом

Известно, что многие артисты, которые пытаются воплотить мистические сюжеты, сталкиваются с загадочным и в реальной жизни. Например, когда Юрий Кара снимал «Мастера и Маргариту», у него сменилось шесть операторов: они то уходили, то просто пропадали, а когда в Крыму снимали Древнюю Иудею, неожиданно пошёл снег, чего раньше в октябре здесь никогда не было. Олег Басилашвили в сериале Владимира Бортко, едва начал произносить монолог Воланда, захрипел и замолк: получил кровоизлияние в голосовые связки. Александр Филиппенко получил приглашение на съёмки, как раз читая этот роман Булгакова. Как призналась художественный руководитель Дома музыки Наталья Сосновская, нечто подобное происходило и у них: сначала осуществить давнюю задумку мешала чудовищная загруженность симфонического оркестра из-за цикла концертов в честь 150-летия Сергея Рахманинова. А прямо перед премьерой внезапно слегла солистка Сабина Касимова, которая должна была исполнять ведущую партию Царицы ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта». Но всё-таки концерт состоялся. Чудесным его обрамлением стала выставка офортов к «Мастеру и Маргарите» от художников Г. А. В. Траугот. Это общая подпись, под которой публиковалась книжная графика признанных во всём мире живописцев, скульпторов и мастеров книжной графики: Георгия Траугота и его сыновей Александра и Валерия. Тираж офортов — всего 30 экземпляров. В фойе Дома музыки выставлен как раз 30-й, подлинный отпечаток работ.

— Мы решили просто пробежаться по мифам, преданиям, легендам разных веков, начиная от Моцарта и заканчивая современной музыкой — сказала на открытии Наталья Сосновская. — Этот концерт — не философский, глубоко в тему мы не погрузимся. Но каждое произведение — подлинный шедевр. И то, что для нас это толчок к развитию этой темы – это точно.

 

Калейдоскоп сокровищ

«Волшебная флейта» (6+) Вольфганга Амадея Моцарта — история о том, как принц Тамино одолел зло, победил Царицу ночи любовью к её дочери Памине, настойчивостью и чистотой души. Чудесные превращения, таинственность, испытания разлукой и молчанием, солнце, рассеивающее мрак — в опере достаточно много подобных сказочных моментов. Как и мистической символики, связанной с масонскими ритуалами — известно, что и сам Моцарт, и автор либретто Шиканедер были членами общества «вольных каменщиков». Фантазии и видения, вымысел и феерия — этим пропитаны и «Лоэнгрин» (12+) Рихарда Вагнера, и «Фантастическая симфония» (12+) Гектора Берлиоза, и «Ночь на Лысой горе» (12+) Модеста Мусоргского, и другие произведения, великолепно исполненные профессионалами высочайшего класса, артистами Липецкого симфонического оркестра под управлением Константина Баркова. Коллектив, доказавший своё высочайшее мастерство многими победами во всероссийских и международных конкурсах, показал его и в этот раз.

— Я получил огромное удовольствие, — сказал после концерта липчанин Игорь Синицын. — Будто снова побывал в детстве. Таинственности прибавляли и иллюстрации, которые появлялись на экране за сценой: средневековые гравюры, символы, наполненные смыслом. Мифы и фэнтези — это неисчерпаемый источник вдохновения для художников, писателей и композиторов разных эпох. А для нас, зрителей и слушателей — почва для размышлений».

 

Чудо каждый день

Липецкий камерный хор исполнил первую часть кантаты «Кармина Бурана» немецкого композитора Карла Орфа. Она называется «О, Фортуна!», и её считают главным музыкальным бестселлером XX века — она звучит и в рекламе, и в кино, и в компьютерных играх, и на рок-концертах. Кавер-версии «Фортуны» записывали Enigma и Therion, Дэвид Гаррет и Хор Турецкого. Ингмар Бергман признавался, что именно под впечатлением от кантаты он снял свой шедевр «Седьмая печать». И хотя эта музыка дышит чем-то роковым с оттенком даже инфернального, Бергман признавался, что во время работы над фильмом он много молился, а весь фильм, исследующий потустороннее, пронизан светом подлинной набожности.

Текст «О, Фортуна» на латинском языке. Но о содержании произведения можно догадаться и без перевода. Это о судьбе, которая играет человеком как хочет. Артисты камерного, тоже лауреаты многих всероссийских и международных конкурсов, и в этот вечер были на высоте.

— Наш коллектив — прекрасный, мне очень нравится в нём работать, — призналась солистка и дирижёр камерного хора Елена Ворошилова. — У него свой неповторимый звуковой почерк, тонкая манера исполнения. В музыке ничего нельзя делать спустя рукава, ни на секунду нельзя расслабляться. Это как огонь, которому нельзя позволить погаснуть. Это очень сложно. Но процесс творческого единения, коллективного вдохновения приносит и ни с чем не сравнимую радость. Потому что наша энергия, вложенная в исполнение музыки, стократ возвращается благодарностью зрителей. Я счастлива, что на работе каждый день прикасаюсь к чуду. Каждый день — чудо.

 

Православное единство в музыке

Точно так же, полностью и от души, артисты камерного хора недавно выложились и в Нижнем Новгороде, куда липчан приглашали для участия в традиционном Пасхальном хоровом соборе. В этом году он проходил в 16-й раз. Это значимое событие в профессиональном мире, хористы едут туда для обмена опытом и возможностью услышать ведущие хоровые коллективы страны. Липецкие артисты участвовали в нём впервые, но заслужили высокую оценку и простых любителей музыки, и специалистов. В певческом празднике приняли участие семь хоровых коллективов, 217 человек — не только светские, но и церковные хоры из Оренбургской, Ярославской, Ивановской, Нижегородской и Липецкой областей. Липчане — около 30 человеку — покорили знатоков проникновенным исполнением произведений и своим репертуаром: если другие хоры привезли исключительно духовные произведения, то липецкие вокалисты пели и сочинения русской и современной духовной музыки, и музыку западных композиторов, хоровые миниатюры композиторов-романтиков и даже джаз. Другие коллективы участвовали в сводных концертах. Липчане же получили возможность дать сольный концерт.

— Я испытала особое, неповторимое чувство, когда находилась в невероятной красоты соборе святого благоверного князя Александра Невского, дирижировала нашим хором, — рассказала Елена Ворошилова. — Мы показали, насколько богата наша липецкая земля и наши песенные хоровые традиции. Реально прониклись этим особым пасхальным настроением, светлой пасхальной радостью. Православное единство, воплощённое в красивой музыке, — это очень торжественно. В Нижнем Новгороде очень сильные хоровые традиции: прекрасная капелла мальчиков, работает плеяда композиторов, которые пишут хоровую музыку, великолепный камерный хор. Очень приятно, что и мы не ударили в грязь лицом.

На концерте «Фантастическая история» камерный хор исполнил ещё «Хор Воланда» из сериала «Мастер и Маргарита» от Игоря Корнелюка и хорал на церковнославянском языке, всё — в сопровождении симфонического оркестра. Несмотря на кажущееся отличие этого концерта от пасхального, который был пронизан светлой радостью о воскресении Христа, их объединило высочайшее мастерство исполнителей и подлинная духовность, стремление исследовать человека и тайны его внутреннего мира.

 

Текст: Марина Карасик

Фото: Александра Пастушенко и из архива Липецкого Дома музыки

Цитаты:

«Этот концерт — не философский, глубоко в тему мы не погрузимся. Но каждое произведение — подлинный шедевр. И то, что для нас это толчок к развитию этой темы – точно».

«В музыке ничего нельзя делать спустя рукава, ни на секунду нельзя расслабляться. Это как огонь, которому нельзя позволить погаснуть».

 

Городская газета «Первый номер», 13 июня 2023 г.

Фантастическая история в Липецке
16.06.2023

Возврат к списку