14 июня в КЗ «Унион» концертом «Больше, чем оркестр» Липецкий симфонический оркестр завершит свой юбилейный 30-й сезон
Статус города определяет наличие театра и симфонического оркестра, так говорили в дореволюционной России про губернские города. Областным центром Липецк стал в 1954-м, но оркестр, положенный главному городу области, появился только в 1988-м. Отцом Липецкого симфонического оркестра стал областной Совет профсоюзов, крёстными — тогдашние руководители Облсовпрофа Иван Антонович Чунихин (с 1962 по 1985 — председатель Липецкого областного Совета профсоюзов, с 1985 по 2011 — директор учебно-методического центра Федерации профсоюзов области) и Владимир Алексеевич Мальгин (с 1962 по 1993 годы занимал посты от заведующего культмассовым сектором до заместителя председателя Липецкого областного Совета профсоюзов).
Лицо города
Мальгин курировал культуру и хорошо понимал, что создание городской досуговой атмосферы делает Липецк привлекательным для молодёжи, заставляет её остаться в родном городе. Лицо города определяет то, в каком состоянии его культура и как отдыхают его жители, считал Мальгин. При его поддержке в городе появились дворцы спорта «Спартак», «Звёздный», «Юбилейный» (снесён в 2005 году, на его месте построен гипермаркет «Metro». — Прим. ред.), санатории «Липецк» и «Сосновый бор», областной Дворец культуры профсоюзов (ныне Областной центр культуры, народного творчества и кино ОЦКНТ. — Прим. ред.). Именно с его подачи в 1988 году из небольшого оркестра Липецкого музыкального училища был образован большой муниципальный оркестр.
Первоначально именно профсоюз оплачивал работу музыкантов. Было выделено всего 12 базовых ставок. Их делили пополам, чтобы набрать 20 человек, ставших основой оркестра.
— Оркестр начинался в муках, — вспоминает старейший музыкант оркестра, тромбонист Владимир Беляев. — В Липецком музыкальном училище был небольшой симфонический оркестр, которым руководил Владимир Ларьков. Мальгин был творческим человеком и очень хотел, чтобы у Липецка был большой оркестр, как положено городу с областным статусом. Вместе с Иваном Антоновичем Чунихиным они и создали первый и единственный профессиональный симфонический оркестр Липецка. Владимир Алексеевич Мальгин серьёзно патронировал оркестр, он придавал ему большое значение.
Время первых
Первым дирижёром Липецкого симфонического стала Елена Олеговна Бойко (1961–2015). Женщин-дирижёров на тот момент в стране было 3–4 человека, сделать карьеру в этой, считающейся мужской, профессии было очень тяжело. Чтобы заявить о себе, коренная ленинградка Бойко решилась на переезд в Липецк. В одном из последних интервью об этом своём решении она скажет: «Если бы я тогда не пожертвовала всем — Ленинградом, семьёй, — мы практически сразу развелись с мужем, — я бы, наверное, никогда и не стала дирижёром». Ей было всего 27 лет, когда она стала художественным руководителем Липецкого симфонического.
— Елена Олеговна сразу вывела оркестр на всесоюзный уровень. В 1990 году она свозила нас в Новосибирск на Всесоюзный конкурс симфонических оркестров, — рассказал Владимир Беляев. — Нас там очень хорошо приняли. Мы стали лауреатами. Она уехала, и в оркестре сменилось семь дирижёров. Когда в 1996 году дирижёром стал Заслуженный артист РФ Гаррий Минеевич Оганезов (1937–2010), мы вышли на новый уровень.
Под руководством Оганезова оркестр приобрёл известность не только в России, но и за рубежом. Завоевал звание лауреата на знаменитых международных фестивалях в Германии (Кобленц, 2006 год) и в Австрии (Вена, 2008 год).
Липецкий старт
В 2001 году оркестр осуществил проект, благодаря которому Липецк стал стартовой площадкой для многих звёзд мировой музыки, — «С оркестром играют дети». Проект придумали два человека: Гарри Оганезов и директор Липецкого симфонического оркестра Тамара Леонова, которая руководила им 16 лет, до 2016 года.
— Я только вступила в должность. Гарри Минеевич говорит мне: нужно что-то новое для оркестра придумать, — рассказала Тамара Леонова. — Я педагог по образованию, мне близка работа с детьми. И как-то мы вместе с Гарри Минеевичем решили, что нужно попробовать работать с одарёнными детьми. Он объездил все музыкальные школы — у нас много в Липецке талантливых детей. Когда о нашем проекте узнали, стали приезжать из Воронежа и Москвы. Уже 17 лет каждую весну юные музыканты: пианисты, скрипачи, виолончелисты, исполнители на духовых и эстрадных инструментах — съезжаются в Липецк.
Ежегодно на одной сцене с профессионалами выступают до 20 талантливых детей в возрасте от 5 до 17 лет. Большинство из них — победители конкурсов регионального, всероссийского и международного уровней. Именно на липецкой сцене свой старт начали пианисты Алексей Сычёв и Сергей Басукинский, аккордеонист Сергей Крутских, скрипач Давид Махмудов, виолончелистка Ольга Макушевская. Липецкая идея была подхвачена в ряде других городов России — теперь и в Омске, и в Екатеринбурге талантливые дети свой первый большой концерт дают при поддержке профессионального симфонического оркестра.
Не бояться экспериментировать
В 2010 году художественным руководителем и главным дирижёром оркестра стал Константин Барков, окончивший Саратовскую консерваторию. Свою музыкальную карьеру он начинал как тромбонист. Поэтому потребности музыкантов знает до мелочей и старается создать для своего коллектива надлежащую обстановку.
— За последние годы оркестр повзрослел, — прокомментировал Константин Барков. — Об изменении качества звучания пусть судят зрители. Преобразования в последние годы пошли в сторону роста профессионализма. ДК «Строителей», где мы базировались в 2016-м, преобразован в Дом музыки. Сейчас там работают шесть профессиональных коллективов, есть художественный руководитель Наталья Георгиевна Сосновская, которая задаёт общий тон — всё это накладывает отпечаток и на нас. Мы работаем на одной из лучших профессиональных площадок города. Коллектив — живой организм, в нём постоянно происходят изменения. Сейчас оркестр пополнился многими интересными кадрами, свежая кровь всегда нужна коллективу. Наши мастодонты направят, научат и поведут за собой новичков.
Каждый дирижёр привносит что-то своё. Константин Владимирович — заразил своих музыкантов любовью к гастролям и музыкальным экспериментам. Каждую зиму оркестр отправляется на гастроли в Китай, летом — во Францию.
— Оркестр не боится экспериментировать, включать в программу популярную музыку кино, композиции из репертуара оркестра Поля Мориа, сюиты на музыку «АВВА» и «Битлз», — рассказала директор оркестра Оксана Шарапова. — В 2013 году оркестр совершил большой гастрольный тур по городам России вместе с группой «Би-2». 13 июня ждём наших слушателей в Нижнем парке, где вместе с Heartbeat мы исполним композиции группы. На концерте, посвящённом закрытию юбилейного сезона, 14 июня, слушателей ждёт много сюрпризов. Таким оркестр вы ещё не видели.
Моя семья
Тамара Леонова, директор Липецкого симфонического оркестра с 2000 по 2016, директор Липецкого Дома музыки:
— Стать директором Липецкого симфонического оркестра меня уговаривали восемь месяцев, так я боялась. Помню свой первый день. Меня представляют коллективу — на сцене 60 человек. Я прихожу домой и плачу: «Уволюсь. Я никого не знаю». Муж мне сказал: «Со всеми познакомишься». Уже через несколько дней я знала не только как зовут музыкантов, но и как их жён, мужей и детей. Мы стали одной семьёй. И сейчас, когда я директор Дома музыки, всё равно они все — мои родные.
Долгожданные встречи
Константин Барков, художественный руководитель и главный дирижёр Липецкого симфонического оркестра:
— Я люблю сам делать подарки, и наш концерт 14 июня станет большим сюрпризом для любителей музыки. В этот день вместе с Липецким симфоническим оркестром выступят приглашённые артисты: Полина Федотова (фортепиано), Степан Якович (скрипка) и Ольга Годунова (вокал). Конечно, и мы будем рады подаркам. Нам нужно обновление инструментария духовой и струнной групп. Хотелось бы добавить инструментов. В первую очередь, необходимы концертный рояль и арфа — мы давно их ждём.
Градообразующее культурное предприятие
Наталья Сосновская, художественный руководитель Липецкого Дома музыки:
— Мне кажется, для нашего города Липецкий симфонический оркестр — это нечто большее, чем просто профессиональный оркестр. Как мы шутим, — это градообразующее культурное предприятие. Потому что симфонический оркестр — это классический репертуар, начиная с XVI века; это большое количество приглашённых артистов, начиная от Народных артистов СССР и заканчивая звёздами с мировым именем современной России; это кузница кадров, через которую проходят яркие молодые липецкие музыканты, пробующие себя в нашем оркестре, после учёбы в консерваториях Санкт-Петербурга и Москвы они становятся настоящими звёздами в мире музыки; это разнообразие произведений, от академической до современной эстрадной музыки. Настоящий симфонический оркестр, такой как Липецкий, может вобрать в свой репертуар всё хорошее, что создано музыкальной культурой, переработать это и представить потом слушателям доступно и красиво.
Научиться видеть
Дарья Кротевич, студентка Липецкого колледжа искусств, гобой:
— Я второй год осваиваю гобой. До этого играла на флейте. Но есть флейтисты лучше меня. Так как хотела связать свою жизнь с музыкой, нашла инструмент, который может раскрыть меня. Работа в симфоническом оркестре поможет моему росту. В колледже есть духовой, но хотелось попробовать себя в чём-то другом. Благодаря работе в Липецком симфоническом я стала видеть дирижёра и понимать, что он требует, научилась считать ритм. Это стало ступенькой роста для меня.
Связь поколений
Людмила Володина, инспектор Липецкого симфонического оркестра, виолончель:
— Хоть Липецк и небольшой город, но долгое время многие не знали, что у нас есть симфонический оркестр. После репетиции едешь с виолончелью, люди в автобусе спрашивают: «Это контрабас? Откуда вы едете?». И удивлялись, услышав, что у нас есть профессиональный оркестр. Сейчас коллектив — одна большая семья. Мы, липецкие музыканты, учились вместе, друг друга знаем, сами являемся педагогами. Здесь играют мои ученики. Сохраняется связь поколений.
Открыть себя
Татьяна Жигарева, музыкант Липецкого симфонического оркестра, флейта:
— Оркестр мне помог увидеть в себе музыканта. На флейте я начала играть только в 15 лет. Так сложились обстоятельства, что она сама выбрала меня. Я влюбилась в этот инструмент. Благодаря игре в оркестре открыла для себя многообразие и красоту её звучания. Теперь игра в Липецком симфоническом — это моя любимая работа.
Текст: Наталья Горяйнова
Фото: Липецкий Дом музыки
Городская газета «Первый номер », 10 июня 2019 г.