«Больше чем оркестр»

«Больше чем оркестр»

14 июня в киноконцертном зале «Унион» имени Тихона Николаевича Хренникова при аншлаге прошёл юбилейный гала-концерт Липецкого симфонического оркестра, посвящённый 30-летию коллектива. Поздравить юбиляра приехали артисты, с которыми Липецкий оркестр связывает давняя дружба. Наш собеседник – художественный руководитель и главный дирижёр Липецкого симфонического оркестра Константин Владимирович Барков.

– Константин Владимирович, Липецкий симфонический отметил своё 30-летие праздничным гала-концертом в зале «Унион». Расскажите о достижениях оркестра, какие вспоминаются этапы?

 – Я пришёл в оркестр в 2010 году. К тому времени это был уже сложившийся коллектив с 22-летней историей. Огромную роль в его создании сыграла Татьяна Васильевна Минаева, в то время руководитель городского отдела культуры, ныне – заместитель директора «Униона».

Долгие годы коллектив остаётся единственным профессиональным симфоническим оркестром города и области. Его художественными руководителями и главными дирижёрами были Елена Бойко, Николай Губин, Александр Сиднев, заслуженный артист России Гаррий Оганезов, в 2002 году появился второй дирижёр Валерий Тупиков, а спустя девять лет туда пришёл я.

Становлению оркестра во многом способствовала его тогдашний директор Тамара Дмитриевна Леонова, которая 16 лет, с момента рождения симфонического, занимала пост руководителя коллектива, а сейчас возглавляет Липецкий Дом музыки, и заслуженный артист России Гаррий Минеевич Оганезов, ставший главным дирижёром и художественным руководителем оркестра в 1996 году.

Под руководством Гаррия Минеевича Липецкий симфонический приобрёл известность не только в России, но и за рубежом: завоевал звание лауреата на Всесоюзном фестивале симфонических оркестров (Новосибирск, 1990), международных фестивалях в городе Кобленц (Германия, 2006) и в Вене (Австрия, 2008).

 – Насколько я знаю, именно в этот период родились многие интересные проекты. Расскажите о них.

 – Уникальный проект «С оркестром играют дети» стартовал семнадцать лет назад. Каждую весну юные музыканты со всей страны – пианисты, скрипачи, виолончелисты, исполнители на духовых и эстрадных инструментах – съезжаются в наш город, чтобы выступить на одной сцене с Липецким симфоническим оркестром.

В каждой программе участвуют семнадцать-двадцать детей – от пятилетнего возраста до студентов вузов. Большинство из них – победители исполнительских конкурсов регионального, всероссийского и международного уровней, включая стипендиатов Международного фонда Владимира Спивакова.

Идея взаимодействия детей и взрослых оказалась настолько удачной, что вслед за липецким оркестром ту же практику подхватили в Омске и Екатеринбурге. На липецкой сцене с начала проекта своё мастерство зрителю показали более трёхсот юных исполнителей!

Эта тема продолжается детскими спектаклями в Доме музыки.

В нынешнем сезоне на сцене Дома музыки с огромным успехом прошла премьера фееричной хореографической сказки в трёх действиях «Чиполлино» по произведению Джанни Родари на музыку Карэна Хачатуряна. Эта премьера стала возможной благодаря совместным усилиям детской школы искусств № 7 и Дома музыки. Сцена была полностью предоставлена юным танцорам – своё искусство показали 55 воспитанников ДШИ, а Липецкий симфонический оркестр аккомпанировал им из зала.

– За годы работы оркестр подготовил более шестисот программ из академической музыки отечественных и зарубежных композиторов. В разное время с Липецким симфоническим оркестром выступали композиторы, дирижёры и солисты мирового уровня…

– Да, включая Родиона Щедрина и Андрея Эшпая, которые провели в нашем городе авторские вечера. Липецкие меломаны слушали также композитора Владислава Казенина, дирижёров Юргена Бёме, Мака Калока, Владислава Булахова, пианистов Юрия Розума и Марию Гамбарян, скрипачей Ирину Бочкову, Степана Яковича, Родиона Замуруева и многих других.

– Особая дружба связывает Липецкий симфонический и Дом музыки с семьей выдающегося композитора, нашего земляка народного артиста СССР Тихона Хренникова, чей фестиваль проходит на липецкой земле в эти дни. Расскажите об этом подробнее.

– Ещё при жизни композитора оркестр участвовал в фестивалях его имени. Теперь такая же дружба связывает коллектив с правнуком Тихона Николаевича, его полным тёзкой, пианистом и композитором Тихоном Хренниковым-младшим. Во многом этому способствует директор Дома музыки Тамара Дмитриевна Леонова, которая общалась со знаменитым композитором на протяжении многих лет, встречалась с ним на региональных и общероссийских музыкальных фестивалях, сопровождала его в Елец, на малую родину, а теперь опекает внука маэстро…

Помню, Тамара Дмитриевна рассказывала: как только Тихон-младший, правнук композитора, подрос как музыкант, Тихон Николаевич сразу же позвонил ей: «Поручаю тебе нашего мальчика, только тебе могу доверить, пусть у тебя, в Липецке, поиграет. Смотри за ним построже и с гонораром не переборщи». Тогда Тамара Дмитриевна уже работала директором симфонического оркестра.

Тихон-младший у нас прижился. Душевный, светлый, талантливый. Думаю, у нас будет немало интересных совместных проектов.

– А кто из прежних оркестрантов, которые стояли у самых истоков, остался в симфоническом?

– Татьяна Якунина, первая скрипка и концертмейстер, с оркестром двадцать лет, тромбонист Владимир Беляев – с первых дней, Людмила Володина, виолончель – так же, как и он, а ещё из старожилов – виолончелист Герман Лапин и валторнист Глеб Завязалов.

– Театр начинается с вешалки, а концерт – с музыковеда и ведущего, который готовит зрителя к восприятию программы…

– Нам повезло. До моего прихода в оркестр, насколько я знаю, на сцену выходили музыковед Игорь Резников, который ныне живёт в Германии, заслуженный работник культуры Роман Хацкелевич. Пробовались Мария Митрофанова и Кирилл Минаев. Но большее время, свыше двадцати лет, наш бессменный ведущий – художественный руководитель Дома музыки, музыковед Наталья Сосновская. Все иногородние дирижёры и солисты, которые к нам приезжают на гастроли, в один голос восхищаются её дарованиями и внешностью, умением держаться на сцене и связью со зрителем. Такие отзывы дорогого стоят!

– Став художественным руководителем оркестра, вы внесли немалую лепту в его творческую жизнь, и во многом действовали новаторски. Взять хотя бы совместные гастроли оркестра с рок-группой «БИ-2», многочисленные выезды в Китай и во Францию… Почему Липецкий симфонический там любят и ждут?

– С рок-группой «БИ-2» нас пригласил выступить её продюсер. Мы показали концерты в семи городах, самый ближайший из которых – Воронеж. Для того времени проект был необычным, сейчас-то уже многие академические составы так делают – выступают с рок-группами и эстрадными певцами. На мой взгляд, несмотря на «раскрученность» многих поп-звёзд, гораздо сложнее найти хороший симфонический оркестр, чем этих исполнителей.

Дирижёром в Китай я выезжаю в пятнадцатый раз. С Липецким симфоническим – в восьмой. В Поднебесной очень любят русскую классику. В этом сезоне вместе с Московским балетом «Русская корона» мы представили балеты Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».

В июле Липецкий симфонический ждут на международном фестивале во Франции. Мы представим там три программы классики – из произведений Бетховена, Брамса и Мендельсона. Дирижировать будет гражданин Германии Георгий Громов.

– Какие интересные события были в этом концертном сезоне?

– В первую очередь вспоминается «Реквием» Моцарта, который мы исполнили совместно с Липецким камерным хором Дома музыки, художественный руководитель и дирижёр – заслуженный артист России Игорь Цилин, и хором детской школы искусств № 6 Липецка, руководитель – заслуженный работник культуры Липецкой области Елена Серова.

 

Конечно же, отмечаю программу «Бетховен – Брамс. От классики – к романтизму», ей продирижировал лауреат международных конкурсов Георгий Громов. «Концерты от маэстро», на которые заслуженный артист России Владислав Булахов, создатель камерного ансамбля «Времена года», неоднократно приво­зил в Дом музыки выступить с Липецким оркестром учеников ЦМШ и будущих звёзд отечественного исполнительства.

В программе «Шедевры мировой классики» с оркестром выступил лауреат международных конкурсов, пианист Георгий Войлочников и многие другие солисты с мировым именем.

– Не сомневаюсь, что на гала-концерт поздравить симфонический с юбилеем приезжали его давние друзья…

– Это так. В празднике участвовали заслуженный артист России Степан Якович (скрипка, солист в «Рондо-каприччиозо» Камиля Сен-Санса), заслуженная артистка России, профессор Московской консерватории имени Петра Ильича Чайковского Полина Федотова, солировавшая в Первом концерте Петра Ильича Чайковского, и юное дарование, лауреат международных конкурсов Анна Беляева (флейта, Липецк). И ещё многие-многие другие, включая вокалистов.

Второе отделение посвящалось популярной музыке. У нас получилась программа для широкого круга слушателей, которые с удовольствием аплодировали отечественным песням, французскому шансону и фантазиям на латиноамериканские темы.

– Насколько я знаю, этим гала-концертом сезон симфонического не заканчивается. На день города, 20 июля, впервые в нашем регионе оркестранты исполнят «Музыку на воде». В буквальном смысле слова будут играть не на берегу, а посреди Комсомольского пруда. Что это за проект?

– Идея необычного концерта принадлежит и музыкантам, и мэрии. Камерный состав оркестра в старинных великосветских костюмах, на понтонах исполнит музыку барокко: произведения Фридриха Генделя, Антонио Вивальди, Томазо Альбинони, Джулио Каччини и других композиторов. Музыка будет перемежаться со стихами. Думаю, что это зрелище будет очень красивым!

– Спасибо за интервью. Удачных вам гастролей! И, конечно, ждём новых концертов, а особенно «Музыку на воде».

Татьяна Щеглова

Фото из архива Дома музыки

ВИЗИТКА МАЭСТРО

Константин Барков родился в 1967 году в городе Чапаевске Самарской области. Окончил музыкальную школу по классу баяна, Самарское музыкальное училище по классу тромбона, Саратовскую государственную консерваторию имени Собинова по классу тромбона.

Ещё во время учёбы в консерватории начал работать в оркестре Саратовского государственного цирка, где впервые продирижировал в 27 лет. Во время зарубежных гастролей Курского симфонического оркестра, когда заболел главный дирижёр, встал за пульт на его место, тогда ему было 30. Так и началась его вторая карьера.

Пост художественного руководителя и главного дирижёра Липецкого симфонического занял после того, как покинул пост дирижёра Ульяновского симфонического оркестра.

Областной еженедельный журнал «Итоги недели»,  17 июня 20019 г.

«Больше чем оркестр»
23.06.2019

Возврат к списку