Без рояля, но с фаготом!

Сергей Тюленев — солист Дома музыки в симфоническом, духовом оркестрах, «ЛИД-проекте», участник трио в проекте «Без рояля», дирижер Липецкого духового оркестра, преподаватель областного колледжа искусств имени К.Н. Игумнова.

О том, что требуется для того, чтобы стать музыкантом и как можно одновременно играть в симфоническом оркестре и легендарных рок-группах 90-х, он рассказал «Липецкой газете».

«Породистый» инструмент

Сергей вырос в музыкальной семье: его мама Нелли Павловна много лет преподавала в детской музыкальной школе № 3 г. Липецка, вела сольфеджио и хор. По словам Сергея, он много времени проводил у неё на работе. Поэтому неудивительно, что в 7 лет стал обучаться музыке. Была выбрана академическая гитара, занимался у Валерия Николаевича Беляева.

Но когда юному музыканту исполнилось 10 лет, директор ДМШ № 3 Виктор Алексеевич Бахметьев предложил освоить ещё один инструмент – фагот, чью партию некому было исполнять в школьном оркестре. Это и предопределило судьбу будущего профессионального музыканта.

Кстати, музыкальную школу Сергей всё-таки окончил с двумя дипломами – как гитарист и фаготист. На фаготе он обучался у Анатолия Григорьевича Любарского, занятия с этим замечательным педагогом продолжились в Липецком музыкальном училище. Позже Сергей окончил и Гнесинскую академию искусств в Москве.

Он до сих пор вспоминает пережитую радость, когда в музыкальном училище ему дали для занятий хороший инструмент. В тот год учебное заведение приобрело два фагота – а для каждого музыканта такой подарок судьбы во всех смыслах дорогого стоит. На профессиональном сленге инструменты делятся на «дворняжек» и «породистых». Уже на 2-м курсе колледжа Сергея пригласили в Липецкий симфонический оркестр и выдали «породистый» немецкий фагот, на нём он играет уже 30 лет.

– В оркестр меня пригласил дирижёр Александр Борисович Сиднев, — вспоминает Сергей Тюленев. – Он оказал большое влияние на моё музыкальное развитие, рекомендовал учиться дальше и не останавливаться. Но больше всего я работал с Гаррием Минеевичем Оганезовым, последние 14 лет – с Константином Владимировичем Барковым. За эти годы наиграно много музыки.

Теперь уже в нашем симфоническом оркестре рядом со мной играют два моих ученика – Олег Помощников и Даниил Лунёв.

Ностальгия по 90-м

В юношеские годы, в конце 90-х – начале 2000-х, мне нравилось играть в рок-группах, хотя мама-музыкант не разделяла этих пристрастий. Моё поколение наверняка помнит группы «Хавчик Forever» Максима Мухина, сейчас он снимается в телесериалах, «Пастер Nuck» и Los Bananas. Мы даже выезжали в Москву, играли в клубах, участвовали в записях. Фагот был нашей фишкой. Группа Los Bananas стала фаворитом Липецка, собирала полные залы, побеждала в конкурсах и возглавляла локальные фестивали альтернативного рока.

А ещё работал с музыкантами Ириной Астапкиной и Антоном Холоповым. Совместно с Антоном мы собрали группу «Оркестр чуждых вдохновений «Татум». Там играли кавер-версии прогрессивных рок-групп и авторскую музыку Антона. Это было настоящее содружество единомышленников. Всё это – одновременно с репетициями и выступлениями в симфоническом оркестре.

Сейчас, когда я играю на больших концертах с расширенным составом «ЛИД-проекта», включающим в себя барабанщика Дмитрия Стульнева и бас-гитариста Дмитрия Данилова, испытываю полуностальгическое чувство по ушедшим в прошлое 90-м годам. У «ЛИД-проекта» джазовые стандарты и фольклор, которые прошли через авторское видение – и это подкупает и трогает.

Впервые увидели валторну

Проект «Без рояля» придумала виолончелист Эльвира Бокова.

– Есть много интересных нот, написанных для двух виолончелей, — поясняет Сергей. – В том числе концерт Антонио Вивальди с оркестром. Партию виолончели отлично замещает фагот, и Эльвира предложила сыграть с ней дуэтом. Позже к нам присоединился Андрей Урывский с валторной. Аранжировки делает Андрей, а я при необходимости редактирую.

Презентовали наше трио в галерее «Буксир» — зрителям понравилось, и мы продолжили выступать на разных сценических площадках. Конечно, прежде всего в Доме музыки и в школах для детей. Проекту полгода, но он уже пользуется популярностью. Мы не только играем, но и беседуем со зрителем. Каждый из нас в доступной лёгкой форме рассказывает о своём инструменте, об исполняемых произведениях. В ходе концерта возникает тесная взаимосвязь со слушателями – юными и взрослыми, даже шутим. Такой вот формат выступления.

– Вы удивитесь, узнав, что большинство из школьников ни разу не видели моего инструмента, валторну, и даже виолончель, — рассказывает Сергей. – «Без рояля» — это некая миссия, имеющая большой просветительский смысл.

Загадка Коровьева

Так что же такое на самом-то деле фагот? «Это язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент басового, тенорового, альтового и частично сопранового регистра, пишут музыковеды. Имеет вид согнутой дугообразной длинной трубки. В разобранном виде напоминает вязанку дров, оттого и получил свое название. Fagotto в переводе с итальянского буквально и означает «связка прутьев».

В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» глумливого и остроумного Коровьева 46 раз называют Фаготом. Исследователи расходятся во мнении: то ли оттого, что писатель тем самым подчеркнул его длинную жилистую фигуру, то ли оттого, что придумал для персонажа гнусавый голос. Музыкантам известно, что верхние ноты фагота звучат несколько гнусаво и сдавленно.

А в симфонической сказке Сергея Прокофьева «Петя и волк» фагот озвучивает Дедушку. По интонации – ворчливого и шаркающего ногами. Его партию фаготисты исполняют начиная с музыкальной школы.

– Почему композитор выбрал для него эту роль – мне неведомо. Просто так захотел, — комментирует Сергей. — На самом-то деле, фагот – инструмент красивый и нежный, и внешне и внутренне. Богатый тембрально, экспрессивный на всём диапазоне.

На вопрос о том, отчего стал дирижёром духового оркестра, Сергей отшутился. Дескать, каждый музыкант, который работает в оркестре, считает, что он лучше чем тот, кто стоит за пультом.

– Считаю, что я помощник тех, настоящих дирижёров, — уже серьёзно продолжил Тюленев. – А я просто репетирую или замещаю, когда в силу каких-то причин они не могут выйти к оркестру.

Чтобы стать музыкантом, требуется большое трудолюбие. Раньше занимался по несколько часов в день, сейчас, конечно же, меньше. Наработан большой репертуар, пришёл опыт. Хотя каждый год стараюсь представить сольный концерт с симфоническим оркестром.

Жена Сергея вокалист, поёт в камерном хоре Дома музыки. Сыну 18 лет, но родители предоставили ему самому выбрать будущую профессию, и дома с ним не спорят из-за неправильной ноты «ля».

– Хочу обратиться к родителям, – говорит по этому поводу маэстро. – Конечно, ваши дети самые лучшие и талантливые. Но надо прислушаться к их мнению, и если они не хотят заниматься музыкой, то надо переключаться на другую деятельность. Чтобы потом, в зрелом возрасте, они не сожалели об упущенных возможностях. А если человек по-настоящему живёт музыкой, то у него талант проявится в любом возрасте. Свою профессию надо любить. Это главное.

Сергей 38 лет играет и солирует на фаготе, и ему, конечно, виднее.

Татьяна Щеглова
Фото их архива Дома музыки
«Липецкая  газета», 27 марта 2024 г. 
01.04.2024

Возврат к списку