Глория в Липецке
Липецкий Дом музыки готовит музыкальную премьеру на латыни
Камерный хор Дома музыки приглашает ценителей хорового пения на концерт «Хор + Орган» (6+). Слушателям обещают «полное погружение» в мир католической духовной музыки. Прозвучит великолепная «Глория» композитора Джона Раттера. Произведение, которое описывают как «возвышенное, религиозное и ликующее». В Липецке его исполнят впервые.
Литургический текст по-современному
Свою «Глорию», которая наряду с «Реквиемом», «Магнификат» и «Фестивалем псалмов» вошла в список лучших мировых произведений, композитор написал в 1974 году. Среди её достоинств критики отмечают проникновение в суть текста, изысканный вокал, плавные гармонии и чёткий ритм. Среди недостатков — чрезвычайно сладкие обороты, иногда откровенно приторные. Но все сходятся в главном: эта музыка очень сильная, люди хотят исполнять её и слушать.
«Глория» — это часть католической мессы. Местами она производит впечатление «сдержанной и нежной молитвы» или даже ангельского пения, поэтому её часто включают в рождественские концерты. В основе произведения — литургический текст, но задуманный как концертная пьеса и состоящий из трёх частей.
— «Глория» — это чудесная духовная музыка, — объясняет художественный руководитель Липецкого Дома музыки Наталья Сосновская. — Джон Раттер — современный композитор, и произведение написано необычно, в современной манере, с современными интонациями.
—Хотелось спеть то, что никогда ещё не исполнялось в Липецке, — поделился заслуженный артист России художественный руководитель и главный дирижёр хора Игорь Цилин. — Петь будем на латинском языке, для нашего хора это не первый опыт, мы часто поём на латыни.
Из солистов в дирижёры
Дирижировать программой будет бывшая солистка хора Елена Ворошилова. В Липецком камерном она начинала, потом окончила консерваторию, со студенческим и смешанным хорами — уже как дирижёр — завоевала много призовых мест во всероссийских и международных конкурсах. И снова вернулась туда, где постигала азы профессионального хорового пения — в альма матер, как называет коллектив сама Елена Борисовна. Игорь Цилин называет её очень талантливым дирижёром и надеется: их сотрудничество надолго.
— Очень хочется отдать Липецку свой опыт и профессионализм, — говорит Елена Ворошилова. — Хочется, чтобы в нашем городе звучала новая интересная музыка.
Месса на русской мелодике
В концерте исполнят два шедевра кантато-ораториального искусства. Вторым произведением будет «Праздничная месса» Александра Гречанинова. Он написал её в 1937 году, в эмиграции.
— Это католическая месса, но созданная на русском материале, — говорит Наталья Сосновская. — Сочетание жанра католического богослужения и русской мелодики очень интересно и необычно, тут отчётливо слышны русские духовные традиции. Это большая редкость, это производит сильное впечатление. Гречанинов за границей участвовал во многих конкурсах и всегда выигрывал.
— Раттер — композитор современный, ему присуща полиритмия, активная в подаче, в штрихе, в динамике, в сочетании с классическим латинским текстом это звучит безумно интересно. А музыка Гречанинова — абсолютно другого плана. Она редкая и очень красивая, — добавляет Елена Ворошилова.
В Липецке «Мессу» тоже исполнят впервые. Произведения прозвучат в сопровождении органа: из Москвы приедет известная органистка, лауреат всероссийских и международных конкурсов Юлия Иконникова.
Музыка + видео
На концерте, который состоится 16 февраля, зрителей ждёт и ещё один сюрприз. Организаторы не стали полностью раскрывать карты, но пообещали: видеоряд концерта обеспечит полное погружение в атмосферу католических храмов.
Концерт «Хор + Орган» состоится в Доме музыки 16 февраля в 19:00. Концертмейстер — Сергей Терехов.
Марина Карасик.
Джон Милфорд Раттер. Английский композитор, дирижёр, аранжировщик и продюсер. Родился в 1945 году в Лондоне. В 1981-м основал хор Cambridge Singers. Несмотря на то, что он сочиняет духовную музыку, сам Раттер характеризует себя как не особо религиозного человека, но вдохновлённого духовностью священных стихов и молитв.
Александр Тихонович Гречанинов. Русский композитор-академист. Родился в 1864 году в Калуге. Известен своими хоровыми произведениями и обработкой народных песен. Поздний продолжатель национальной эстетики «Могучей кучки». В 1925 году вместе с семьёй эмигрировал в Европу, а затем в Америку. Умер в 1956 году. Похоронен в Нью-Йорке.
От колядок до танго
В новом году Липецкий камерный хор уже выступал перед зрителями — с благотворительным концертом на зимних каникулах. Традиция рождественских концертов зародилась в России в XVIII веке. Поначалу духовные песнопения создавались именно для православной церкви, но так как слушатели, находясь под впечатлением от блестяще исполненных партий, частенько бисировали и кричали «браво» прямо во время служб, духовные концерты стали проводить и в светских местах. Тогда в репертуарах концертных залов появились и католические духовные произведения, например знаменитая «Месса си минор» Баха, кантаты и оратории Йозефа Гайдна и Шуберта.
Концерт в Доме музыки получился тёплым и душевным. В программе были традиционные колядки и рождественские тропари, русская и зарубежная музыка, православное пение и латинские и староанглийские тексты. Артисты соединили старину и современность: «Тебе поём» Рахманинова и «Тропарь Рождества» сменяли энергичная «Кантате Домино» Марка Хайеса и напевная «Аве Регина» от литовского композитора Витаутаса Мискиниса. «Глория» от аргентинца Мартина Палмери вообще прозвучала в ритме танго. «На десерт» артисты исполнили «Снег идёт» композитора Александра Бараева на стихи Бориса Пастернака. Ну а разудалую «Порушку-параню» — с присвистом и притопыванием, которые подхватили и зрители, пришлось исполнять даже на бис.
Средства от концерта перечислили на счёт воскресной школы при Христорождественском кафедральном соборе Липецка.
Газета «Первый номер», 14 февраля 2023 г.
Фото Сергея Паршина