Жизнь в ритме джаза

Наш собеседник -  Заслуженный артист России, солист Липецкого джазового оркестра Дома музыки  пианист и концертмейстер Валерий Маркин.

-  Валерий Васильевич, через несколько дней  вы встретите свое 75-летие. Оно  совпало с юбилейным  75-летием Дня Победы. Значит,  вы даже не из когорты  детей войны, а из  детей Победителей. Это как-то отразилось на вашей судьбе? Кто были ваши родители, отец – воевал?

Папа,  Василий Ильич  – фронтовик, в 19 42  году получил черепное ранение и был комиссован. Мама, Екатерина Ивановна  – блокадница. Пережила войну в осажденном Ленинграде. Родители моей жены Галины - Дмитрий Николаевич Якушев и Мария Тимофеевна прошли всю войну. Её отец – кадровый военный, а мама – медсестра… Так что нашу семью война коснулась вплотную, и конечно повлияла на мое мировоззрение, как и всего поколения в целом.  Люблю военные песни, часто их исполняю.

По молодости боевое прошлое нашей семьи  и  страны, пережившей войну,  воспринималось как нечто само собой разумеющееся, а с годами думаю об этом все больше.

Мы с женой вот уже несколько лет ходим на День Победы с «бессмертным полком», если приезжает её брат, то и он присоединяется. С возрастом это становится все труднее, но пока что  держимся.

- Вернемся к музыке. С чего начались занятия, почему выбрали эту профессию?

- Когда я был маленьким, то воспитывался у дяди в Краснодарском крае,  родители часто ездили на гастроли.  Дядя   – любитель баяна, выучил на нём играть моего отца и мне сделал маленький двухчетвертной аккордеончик.  Очень быстро я стал «первым гармонистом на деревне». Меня тогда, в 50-е годы, из дома в дом приглашали, я всех развлекал, и все были рады. Выучил много военных песен, до сих пор их люблю.

Родители связали свою жизнь с  искусством. Отец – баянист, мама – танцовщица, до войны она занималась в балетной студии при Мариинском театре. Так что мне ничего не оставалось, как поступить в музыкальную школу, моя судьба была предрешена (улыбается).

Окончил музыкальную школу в Саранске, в Мордовии, где и родился, по классу фортепиано.  Там же поступил в музыкальное училище. Потом, в силу  обстоятельств, перевелся в Псковское музыкальное училище.  Там мне встретилась потрясающий педагог  Вера Вячеславовна Лобойко.  Она была туда эвакуирована после Ташкентского землетрясения, а до этого преподавала в Ташкентской консерватории.  Она привила любовь к классике, и обучила так, что это позволило мне продолжить образование в ВУЗе.

- Рижская консерватория, выпускником которой вы стали – это своего рода эмблема качества. В музыкальных кругах в связи с этим вас называют «западником». Вы с этим согласны? 

- Не особенно. Конечно, во времена СССР, о которых мы говорим,  между Западом и нашей страной была некая «прослойка», и это как раз страны Прибалтики (улыбается).

А в Рижской консерватории я оказался волей случая.  На выпускных экзаменах в Псковском музыкальном училище председателем Госкомиссии у нас был органист Марк Шахин из Ленинграда. Я играл органную прелюдию Баха, и ему понравилось мое выступление. Он сказал: «Езжай в Ригу, там много интересных гастролирующих музыкантов, и Домский собор, может, еще органистом станешь». Органистом я не стал. Но в Риге, действительно, побывал на многих интересных концертах и познакомился с выдающимися музыкантами.

- Вас называют уникальным музыкантом.  Исполняли с симфоническим оркестром концерты,  а потом вдруг оказались в джазовом оркестре Дома музыки. Откуда такая разноплановость? 

- Академическую фортепианную музыку я любил всегда, но в последние годы больше был на сцене как концертмейстер. Когда много солистов-вокалистов, и все они – разные, то и сам становишься разноплановым. Много лет выступал с народным артистом России Валерием Радченко, с Заслуженной артисткой России  Зинаидой Карандаковой в Липецкой филармонии, аккомпанировал Заслуженной артистке России Татьяне Горошко.

 Мой возраст сейчас уже не располагает к дальним дистанциям. Но вот недавно  композитор Дина Сморгунская,  выпускница Питерской консерватории,  с которой  я дружу много лет,  передала свой новый альбом романсов на хорошие  стихи, и мне хотелось бы представить их слушателям  с Зинаидой Карандаковой или с солисткой джазового оркестра Натальей Волковой. 

Что касается  джаза. Еще в 15 лет в Саранске,  где  я жил,  я услышал замечательный государственный джазовый оркестр из Литвы под управлением Тишкуса. Стоит помнить, что в те годы не было магнитофонов, а телевизоры и грампластинки – в минимальных количествах. Хороших музыкантов,  в большинстве случаев, можно было услышать только на сцене, и я  был покорен их звучанием, когда они приехали к нам на гастроли. С тех пор у меня появился большой интерес к этому жанру.

В Липецке я работаю с 1969 года после окончания ВУЗа. Много лет преподавал в музыкальном училище, и когда там появилось эстрадное отделение и был создан джазовый оркестр, стал в нем играть. Позже именно этот оркестр  стал сначала городским, а потом и джазовым оркестром Липецкого Дома музыки, где я и сейчас работаю. 

Джазовая музыка чем прельщает. Если  в классической академической музыке ты воплощаешь идеи композитора и учишь произведения по его нотам, то в джазе путь к творчеству очень короткий. Есть знаменитые темы или гармонии, на которые ты импровизируешь, которые рождают новые чувства у тебя и у слушателя. Для меня джаз – своего рода жизненная философия.

- Какое-то время вы  работали заместителем начальника областного управления культуры. Ушли из чиновников и снова вернулись  к  музыке…. Отчего?

- Еще до этого я несколько лет был художественным руководителем Липецкой филармонии, поэтому меня и пригласили в управление культуры. Откровенно сказать, по наивности  надеялся  помочь своим коллегам-музыкантам. При этом договорился, что буду совмещать эту работу  концертной деятельностью. Но потом оказалось, что не  удалось ни одного, ни другого. Коллегам помочь не смог. И самому играть запретили.  И я подумал про себя: «Как же так? Я 16 лет отучился музыке, чего-то  достиг в своей профессии, а играть – нельзя?». Предпочел отдать чиновничий портфель  и вернуться к любимому делу.

 -  Вы работали с  музыкантами  международного уровня. Стояли на одной сцене. Вместе играли. Расскажите  них.

- Музыканты,  с  которыми я работал в Риге, ещё будучи студентом, потом переехали в Москву и стали солистами известных ВИА:  «Самоцветы», «Пламя», «Верные друзья». Это Юрий Петерсон, Ефим Дымов, Зенон Янушко, Владимир Плотников, Игорь Цинман, Семен Липкович, Вадим Вядро и другие.

Я очень дорожу дружбой с  Заслуженным артистом России, одним из ведущих гитаристов советской, а позже – российской сцены  Николаем Комолятовым. Мы оба из Саранска, при этом он прошел школу знаменитого композитора и  гитариста Александра Михайловича Иванова-Крамского. И когда мы с Николаем встречались на родине, то обязательно делали совместные концерты.

 На международном фестивале «Джазовая провинция» в  Липецке играл со многими корифеями джаза из разных стран. Не в одном концертном номере, но на одной сцене.

-   Моменты  счастья, которые вспоминаются в ваш юбилейный год, в чем они? Что было главным?

- Конечно, как и у любого человека – рождение ребёнка, и успехи в профессии. Если ты их достигаешь, то это – удовлетворение, счастье… Кроме того, все мы стремимся к природе, с годами – все больше. В какой –то момент мы с женой решили: а не получать ли  нам это состоянии  счастья каждый день?  И мы продали квартиру в городе  и уехали  в деревню на постоянное жительство, недалеко от Липецка,  в Добровский район. Теперь все, кто  к нам приезжают, завидуют: «Ах, какой у вас воздух, какая природа», а мы как бы даже  привыкли, хотя и радуемся.

- Что пожелаете нашим  читателям?

- Слушайте только хорошую музыку. Сейчас, в информационном и музыкальном потоке много негативного, ненастоящего. От этого нужно бежать, уберегая душу и уши. Хорошая, качественная музыка – это красивые эмоции и гармония, то, что обогащает и дает хороший позитивный заряд жить дальше. Не обязательно джаз, не обязательно классика…Просто – хорошая качественная музыка. И,  конечно же, приходите на наши концерты!   

Беседовала Татьяна Щеглова

Фото из архива Валерия Маркина 

Областная еженедельная газета «Липецкие известия», №14, 1 апреля 2020 

Жизнь в ритме джаза
14.04.2020

Возврат к списку