2019 - год театра
Липецк- ЗДОРОВЫЙ РЕГИОН
Работа с ДЕТЬМИ и ПОДРОСТКАМИ
Дом музыки: услышь прекрасное!
Работа с ИНВАЛИДАМИ

ул. П. Осипиенко, 18
тел.: (4742) 43 02 93
e-mail: lipdm@mail.ru

Заказать билет - здесь!

Портал «Развиваем Липецкую область вместе!»госуслуги
Россия 1Радио РоссииМаякВести ФМЛипецкое времяЛипецк FMБудильник

Владислав Булахов: "Я стою на защите музыки"

В Липецком Доме музыки работает проект «Концерты от маэстро»

С очередным концертом выступил Липецкий симфонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижёр – Константин Барков). За дирижёрским пультом – заслуженный артист России Владислав Булахов (Москва).

Владислав Игоревич Булахов – художественный руководитель и дирижёр камерного оркестра «Времена года», организатор международного фестиваля с одноименным названием, музыкальных фестивалей «Ты, Моцарт, бог...», «Bach-Fest» и проекта «Юные таланты России».

Почему именно в Липецке Владислав начал свой новый проект «Концерты от маэстро» с учащимися и выпускниками Центральной музыкальной школы при Московской консерватории имени П.И. Чайковского, о музыке и о судьбе дирижёра – в эксклюзивном интервью журналу «Итоги недели».

– Владислав, в этом сезоне в цикле «Концерты от маэстро» уже прозвучали три ваши программы. На днях в Липецке выступили лауреаты всероссийских и международных конкурсов Даниил Третьяков (Россия), Варвара Левочкина (Россия), Анастасия Максюта (США). Почему вы выбрали для своего проекта именно Липецк?

– С Липецким симфоническим оркестром, художественным руководителем Дома музыки музыковедом Натальей Сосновской нас связывает давняя дружба. Липецкий симфонический, в отличие от многих других оркестров – активно концертирующий. Коллектив выезжает на гастроли, в том числе, за рубеж, у музыкантов большой и разносторонний репертуар, очень многое для этого сделали главный дирижёр Константин Барков и дирижёр Валерий Тупиков.

Когда «На концертах от маэстро» я выхожу к публике, и нам аплодируют, то я – только вершина музыкального айсберга, а они выполняют каждодневную работу, репетируют, разучивают с оркестрантами музыкальные партии. Мне очень импонирует, что ваш оркестр исполняет, в том числе, современную музыку, выступали с ансамблем «Би-2». Маэстро Барков всех тормошит, чтобы не стояли на месте. Одним словом, Липецкий симфонический – хороший концертирующий коллектив.

Не так давно, в ноябре 2018-го, в цикле моих «Концертов от маэстро» в Липецке выступили лауреаты международных конкурсов Даниэль Чен (Коста-Рика) и Павел Мнацаканов (США).

В январском выступлении прозвучали «Концерт для фортепиано с оркестром ля-минор» Эдварда Грига, солист – Даниил Третьяков (Россия), «Концерт № 1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор» Петра Ильича Чайковского, исполнитель – Анастасия Максюта (США), «Концерт для фортепиано соль-мажор» Мориса Равеля, исполнитель – Варвара Левочкина (Россия).

Я уже давно сотрудничаю с Центральной музыкальной школой при Московской консерватории и Детской музыкальной школой имени Гнесиных. Для юных исполнителей выступление с Липецким симфоническим – не только новый хороший опыт, но и обкатка программ для музыкальных конкурсов. Юные дарования, которые я привожу в Липецк, уже сейчас – лауреаты всероссийских и международных конкурсов исполнительства. В этом сезоне на липецкой сцене выступят не только пианисты, но и «струнники» – скрипачи, виолончелисты.

– У вас многолетний дирижёрский опыт. Вы выступаете и в России, и за рубежом. По каким признакам узнаете, что концерт удался? В чём проявляется успех?

– Его всегда можно почувствовать в реакции зала. Липецкий зритель с теплотой принимает неизвестных прежде исполнителей. Это говорит о том, что программы, которые мы приво­зим, узнаваемы, интересны. И, конечно же, о высоком уровне наших музыкантов. Я, оркестранты и солисты делаем всё возможное, чтобы слушатели насладились шедеврами мировой классики. Насколько удачно – судить публике. Наш камертон – зрители. Если аплодируют, значит, всё получилось.

«Концерты от маэстро» представляют меломанам молодых отечественных исполнителей, тех, которым предстоит стать звездами ХХI века. Уже сейчас они занимают призовые места на ведущих музыкальных состязаниях во многих странах мира, и я рад, что могу показать их российскому зрителю и у вас, в Липецке.

– Говорят, что все дирижёры изначально  диктаторы. В фильме Феллини «Репетиция оркестра» есть эпизод, где руководитель оркестра появляется в образе Гитлера. Вы с этим согласны?

– Конечно, вы говорите о крайностях, хотя и в них присутствует доля истины. На мой взгляд, есть несколько «версий» управления оркестром. Например, Густав Малер и Артуро Тосканини были очень требовательными и жёсткими. Артур Никиш и Геннадий Рождественский – благожелательные и корректные.

Я достаточно строго отношусь к музыкантам своего камерного оркестра «Времена года». А с Липецким симфоническим отношения другие, ведь я приглашённый дирижёр. И значит, не могу быть чрезмерно жёстким, диктатором, но остаюсь человеком, застёгнутым на все пуговицы. Меня не давит груз каждодневных обязанностей. При этом в максимально короткий срок – за два-три дня – я должен сделать многое, сделать программу. Что называется, не время пить чай, быть покладистым, так что и здесь бывает по-разному, иначе просто ничего не успеть.

Я вовсе не деспот, а просто профессио­нал. Я думаю, ваш вопрос стоит адресовать моим оркестрантам. А дальше на ту же тему, возможно, пойдут слова: «негативщик», «диктатор», «сатрап» и даже «перфекционист» (улыбается).

– Кто для вас хороший оркестрант?

– Человек, который отлично владеет своим инструментом и любит его. Мой папа-дирижёр – сейчас ему 83 года, и он меня выучил дирижёрскому мастерству – всегда говорил: «Если к своему музыкальному инструменту относиться трепетно, нежно и честно, тогда и он тебе так же ответит».

Наша российская музыкальная система нацелена на производство солистов с младых лет. Но, как известно, не все становятся солистами, их единицы, но ведь кому-то нужно быть и оркестрантами. Я окончил знаменитую Гнесинку по классу скрипки, но солистом не стал. Мне повезло, мой отец с 23-х лет начал обучать меня дирижёрскому делу, и у меня получилось. Я создал «Времена года» – свой камерный оркестр, в нынешнем году мы отметим 25-летие. Оркестр имеет своё творческое лицо. Я не говорю о том, что мы  лучшие, просто ни на кого не похожи, у нас своя дорога. Выступали во многих городах и странах. В том числе в Германии, Тайване, Китае, Великобритании, Грузии, Украине, Италии, Франции, Испании, Эстонии.

Что касается оркестрантов – то все хотят как бы сложного, но не умеют элементарного – слушать партнёра, читать с листа и прочее, прочее… Не хватает умения «работать с рукой», идти на компромисс в большом коллективе, и ещё много чего не хватает.

– Как вы восполняете свою энергию?

– Когда-то я много времени посвятил спорту. Сейчас делаю только физзарядку. Стараюсь ходить пешком. К тому же работа дирижёра – это всё-таки размахивать руками – налево-направо, вверх-вниз (улыбается), на что тратится много сил и калорий...

– А есть какая-то мечта, что получилось, а что – нет?

– Моя награда – в отношении к делу. С Натальей Сосновской, музыковедом и художественным руководителем Липецкого Дома музыки, мы много лет ведём проект «камерного оперного театра». Анна Великотная из Санкт-Петербурга – замечательный теоретик музыки, композитор и сценарист, а также серьёзный знаток русской классической литературы XIX-XX веков. У нас с её помощью получаются неплохие музыкальные проекты по русской классике.

Мы поставили два спектакля по произведениям Ивана Сергеевича Тургенева в столичном Музее Александра Сергеевича Пушкина. В музее Петра Ильича Чайковского показали камерный спектакль «Избранница гениев» о гениальных парах: Иоганн Штраус – Ольга Смирнитская, Фредерик Шопен – Жорж Санд, Иван Тургенев – Полина Виардо.

На этой основе я хотел бы создать свой камерный оперный театр, связать новую идею современным языком, современной академической музыкой и литературной классикой. Мне кажется, выйдет нечто «синтетическое», редкое, малоформатное.

– Что можете простить людям, а что – нет?

– Не могу простить непрофессионального отношения к делу, остальное – да. Я стою на защите музыки… Я как бы герой-романтик. Не люблю, когда играют «формально», фальшиво, не вместе. Отсюда – моя диктатура и жёсткие требования.

Потому что я считаю, что музыка – как маленький дитя, которого надо оберегать. Композиторы всех веков переживали, страдали и мучились, когда создавали свои величайшие шедевры. Создавали вдохновенно и честно. А я охраняю их.

В ТЕМУ:

Навстречу друг другу

Наталья Сосновская, музыковед, художественный руководитель Липецкого Дома музыки:

- В этом проекте маэстро Булахов и Дом музыки пошли друг другу навстречу. Липецкий симфонический оркестр вот уже 17 лет проводит концерты  «С оркестром играют дети». Каждую весну маленькие музыканты со всей страны – пианисты, скрипачи, виолончелисты, духовики съезжаются в Липецк, чтобы выступить на одной сцене с профессионалами, с нашим симфоническим оркестром. Большинство юных дарований – победители исполнительских конкурсов регионального, всероссийского и международного уровней, включая стипендиатов Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.

Идея предоставить юным талантам возможность играть на одной сцене

со взрослыми настолько понравилась в других регионах России, что вслед за липецким оркестром ту же практику подхватили в Омске и Екатеринбурге. В Липецке всего за несколько лет своё мастерство зрителю показали более 300 юных исполнителей!

Московский дирижёр, заслуженный артист России Владислав Булахов, который решил представить в Доме музыки «Концерты от маэстро» с талантливыми детьми, давно уже сотрудничает с ЦМШ при Московской консерватории и школой имени Гнесиных. Владислав не только «отсматривает»  юные дарования, но и занимается с ними. За всем этим – колоссальный труд.

Прежде чем привезти одарённых музыкантов в наш город, Владислав  скрупулезно прорабатывает с ними произведения концерта и партитуру.

Дому музыки повезло в этом сотрудничестве. Владислав Булахов обладает как дирижёр широким стилистическим кругозором, умеет донести мысли композиторов разных эпох, к тому же, что немаловажно, он честный и бескомпромиссный человек.

Дом музыки сотрудничает с маэстро по разным направлениям. Он не только приезжает в Липецк и дирижирует нашими программами, но и приглашает наши коллективы в Москву и Санкт-Петербург, так что сотрудничество наше весьма плодотворное! 

«Премьера в Липецке – большое личное событие»

В Концерте Мориса Равеля соль-мажор солировала шестнадцатилетняя москвичка Варвара Левочкина.

С 2009 года Варя училась в столичной Детской школе искусств имени В.В. Крайнева в классе Галии Биктимировой. С 2017 года – в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в классе Михаила Железнова.

Варвара – лауреат всероссийских и международных фестивалей и конкурсов. Неоднократно выступала на сцене ЦМШ и в других залах Москвы.

– Я осознанно выбрала этот концерт как один из примеров Равелевского неоклассицизма, что проявляется в особой лёгкости почерка, живости и остроумии музыки… В трактовке я равняюсь на выдающуюся аргентинскую пианистку Марту Аргерих. На протяжении всей своей пианистической карьеры она исполняет «соль-мажор» Равеля с разными дирижёрами в разных странах мира. И на своём 75-летнем юбилее исполнила Концерт в Москве с Берлинским филармоническим оркестром.

Я впервые играла это произведение с оркестром, так что премьера в Липецке – большое личное событие.

Волшебная музыка Грига

«Концерт для фортепиано с оркестром ля-минор, ор. 16» Эдварда Грига исполнил двенадцатилетний Даниил Третьяков.

Тоже москвич.

С  2013 года юный музыкант обучается в ЦМШ в классе Василия Ермакова. В настоящее время – ученик 6-го класса.

Даниил – лауреат международных конкурсов в Москве и Московской области, Афинах (Греция), Таллине (Эстония), Астане (Казахстан).

Выступал в концертах в Малом зале Московской консерватории, в концертном зале Дома-музея имени Рериха, в концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных.

– Музыка Эдварда Грига волшебная. Все знают его сюиту «Пер Гюнт» к одноимённой драме Генрика Ибсена. Даже есть мультфильм с этой музыкой. Концерт Грига в Липецке – моя премьера, это одно из самых исполняемых произведений композитора. Концерт виртуозный и яркий, полный национального колорита. Надеюсь, слушателям передались все эмоции музыкантов!

«В этом Концерте – вся Россия»

В «Концерте № 1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор, ор. 23» Петра Ильича Чайковского солировала Анастасия Максюта (штат Мэриленд, США), 20 лет

В ЦМШ при Московской государственной консерватории (МГК) имени П.И. Чайковского обучалась в классе Натальи Богдановой, окончила с красным дипломом.

В 2011 году участвовала в 12-м Международном телевизионном конкурсе «Щелкунчик», учреждённом телеканалом «Культура», и завоевала «Серебряного щелкунчика». Стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. В рамках фонда в 2012 году участвовала в туре по Германии, а также в Москве и Нью-Йорке.

Неоднократно выступала с симфоническими оркестрами в России и за рубежом.

В 2017 году поступила в консерваторию Университета в штате Мэриленд (США) на исполнительский фортепианный факультет к профессору Ларисе Дедовой. В данный момент – студентка второго курса.

Лауреат международных фестивалей и конкурсов.

– В этом Концерте Чайковского для меня – вся Россия. Произведение входит в обязательную программу международного конкурса имени Петра Ильича в Москве. Я благодарна за то, что мои педагоги всегда разрешали выбирать музыкальную программу по принципу: что любишь, то лучше и сыграешь.

Судьба меня ведёт, и я ей не противлюсь. Примечательно, что премьера Первого Концерта Чайковского состоялась в США, где я теперь и учусь. Надеюсь, любимый слушателями Концерт прозвучал во всём великолепии замысла композитора.

Татьяна Щеглова

Областной еженедельный журнал «Итоги недели», 28 января 2018г.

Назад к списку новостей