2019 - год театра
Липецк- ЗДОРОВЫЙ РЕГИОН
Работа с ДЕТЬМИ и ПОДРОСТКАМИ
Дом музыки: услышь прекрасное!
Работа с ИНВАЛИДАМИ

ул. П. Осипиенко, 18
тел.: (4742) 43 02 93
e-mail: lipdm@mail.ru

Заказать билет - здесь!

Портал «Развиваем Липецкую область вместе!»госуслуги
Россия 1Радио РоссииМаякВести ФМЛипецкое времяЛипецк FMБудильник

Венец Амадея

Одно из самых загадочных произведений великого Моцарта – «Реквием» – и его же Концертная симфония для скрипки и альта с симфоническим оркестром прозвучали при полном аншлаге в Доме музыки.

В грандиозном действе на сцене сошлись более ста человек: Липецкий камерный хор (художественный руководитель и главный дирижёр – заслуженный артист России Игорь Цилин), хор детской школы искусств № 6 «Поющие сердца» (руководитель – заслуженный работник Липецкой области Елена Серова). Солисты – лауреаты всероссийских и международных конкурсов Наталья Шабунина (сопрано, Липецк), Софья Овчинникова (меццо-сопрано, Воронеж), Назарий Немченко (тенор, Воронеж), Сергей Блинков (баритон, Липецк).

Величественное звучание мессы поддержал орган, партию этого инструмента исполнила солистка Липецкого симфонического оркестра Елена Щербакова.

На сцене было столько артистов, что оркестр под управлением его художественного руководителя и главного дирижёра Константина Баркова разместился в зале, в первых рядах партера. Необычная рассадка оркестрантов – медно-духовые были поделены на две части и расположились слева и справа от дирижёра – добавила объёма звучанию.

Дирижировал постановкой Константин Барков.

– «Реквием» – одно из самых известных произведений Моцарта, венец его творчества, – поделилась художественный руководитель Дома музыки, музыковед Наталья Сосновская. – Он всегда вызывает большой отклик у слушателей, многие филармонии ежегодно включают его в свои программы.

История создания этого сочинения овеяна тайной. Человек в чёрном явился к Амадею и попросил написать заупокойную мессу. Моцарту не удалось выяснить ни имя заказчика, ни имя покойного, ни даже имя самого посредника, пришедшего к нему… Композитор воспринял заказ как некий мистический знак, что подчёркивает даже тональность произведения – ре-минор, всегда связанная у Моцарта с трагическими образами…

Накликанное пророчество исполнилось – композитор умер, так и не завершив своего сочинения, его дописал ученик Моцарта Франц Зюсмайер. Легенду или реальность о «Реквиеме» воплотил в «Маленьких трагедиях» – «Моцарт и Сальери» – наш русский гений Александр Сергеевич Пушкин. Мимо мистической истории Моцарта не прошли ни художники, ни кинематографисты. Но главное – эта величественная светлая музыка вот уже больше двухсот столетий трогает наши сердца, – рассказала Наталья Сосновская.

«Requiem aeternam», «Kyrie eleison», «Sequenz», «Dies irae», «Tuba mirum»… Каждая из 12 частей мессы прозвучала с разным составом музыкантов: с хорами и оркестром, в квартете солистов, соло сопрано с хором… Более 70 артистов перестраивались на сцене, как единый живой организм, чётко и «незаметно». Величественная музыка с первых звуков нахлынула в зал единой волной, казалось, что зрители даже перестали дышать, ей внимая...

Во время знаменитой «Lacrimosa dies illa», наиболее часто исполняемой части «Реквиема», многие в зале плакали…

– Я в восьмой раз участвую в «Реквиеме» в роли солиста с разными коллективами, – поделилась Наталья Шабунина. – Музыка торжественная и светлая, и я не перестаю восхищаться гением композитора, каждый раз нахожу для себя что-то новое.

Наш камерный хор дебютировал с этим сочинением в 1999 году в Доме культуры новолипецких металлургов, свободный билетик спрашивали от остановки… Сейчас тоже полный аншлаг.

На этот раз «Реквием» прозвучал расширенным составом с органом, репетировать и выступать с такой сильной командой интересно и плодотворно. Зрители нам аплодировали стоя, и это верный знак, что выступление удалось.

– «Реквием» – одно из любимых моих произведений, – говорит солистка Липецкого симфонического оркестра Елена Щербакова. – Когда я слушаю эту музыку из зала или на компьютерных носителях, то у меня мурашки по коже. Но когда я сама за инструментом, то держу свои эмоции под контролем. Сложность игры на органе в том, что исполнитель, с одной стороны, сам себе «оркестр» и дирижёр – надо совместить партии рук на нескольких мануалах и партию, исполняемую ногами. А с другой стороны, когда речь идёт о совместном выступлении с оркестром, надо ещё очень внимательно следить за дирижёром... Во время гастролей в Австрии я играла на органе в соборе с двумя дирижёрами – один из них управлял оркестром, а другой, стоя ближе ко мне, дирижировал моей партией...

…В этот день зрители услышали ещё одно произведение великого австрийского композитора – Концертную симфонию для скрипки и альта с оркестром. В ней солировали лауреаты всероссийских и международных конкурсов Татьяна Левитина (скрипка, Липецк) и Жанна Карпенко (альт, Тамбов).

Это сочинение написано двадцатичетырёхлетним гением в его родном Зальцбурге и навеяно впечатлениями от смерти матушки.

Произведение граничит между жанрами традиционного концерта для солистов и симфонией. Жанр концертной симфонии просуществовал недолго, для Моцарта это единственное сочинение.

Скрипка и альт, солируя и сплетаясь в активном диалоге, подчёркивают несхожесть тембров в одной и той же теме или мотиве. Их «вопросы и ответы», лирические «вздохи» и размах каденций – редкий случай, когда Моцарт записал их сам – тот самый выверенный блестящий концертный стиль, любимый юным композитором.

Вторая, медленная часть, Andante, столь проникновенна и лирична, в стиле итальянского оперного стиля бельканто, что является своеобразной кульминацией всего сочинения и вызывает горячий отклик.

– Идея выступить с симфонией в Липецке принадлежит альтистке Жанне Карпенко, – рассказала Татьяна Левитина. – Она её уже отыграла в Тамбове и почти год искала нового скрипача, чтобы ещё раз предстать с этим произведением. Многие музыканты отказались из-за сложности, а я дерзнула.

Симфония написана в тональности ми-бемоль мажор. И это усложнило её исполнение, здесь очень неудобная для скрипача тесситура. Казалось бы, чего проще – взять другую тональность, и играть можно было бы на открытых струнах, не выворачивая пальцы. Но гений на то и гений, что у него на все свои резоны. Необычайное по силе и точности лирическое высказывание, с его печальными и сладостными звуками предвосхищает «позднего Моцарта».

Работа над симфонией длилась с начала концертного сезона, и вот мы, наконец, смогли показать её слушателям. Судя по реакции зала, нам это удалось, – констатировала Татьяна Левитина.

Татьяна Щеглова.

Фото Сергея Жигулина.

Областной еженедельный журнал «Итоги недели», 13 мая 2019г.

Назад к списку новостей