Вечер любви и печали

В день рождения Бунина Липецкий Дом музыки подготовил литературно-музыкальную композицию «Вернись на Родину, душа!». Стихи и проза Ивана Алексеевича. Музыка -Рахманинова. На сцене практически весь артистический состав Дома.

Здесь дух Ельца, Ельцом здесь пахнет, - так и рвётся сказать, когда заходишь в Дом музыки. В холле на втором этаже слушателей первыми встречают картины елецких художников: улочки города Бунина, сам поэт, его антоновские яблоки. Две елецкие художницы Екатерина Григорьева и её ученица Ирина Семенихина увлечённо рассказывают гостям о своих работах. На вопрос, как Бунин стал частью их творчества, на одном дыхании отвечают: «Земляк. Ходили одними дорогами».

Дышать Буниным

- Бунин родной для нас, ельчан, человек. Перечитывая его произведения, и «Жизнь Арсеньева», и «Тёмные аллеи», и «Подснежник», я ловлю атмосферу уездного провинциального города – неспешную, уютную, добрую, которая очень близка мне по духу, - говорит член Союза художников России  Екатерина Григорьева. - У меня есть работа «Церковь Михаила Архангела». В свое время этот храм произвел на Бунина необыкновенное впечатление. Его величие не могли затмить даже пирамиды Хеопса.

- Представляете, мы с Буниным смотрели на одни те же дома, деревья, только он на маленькие, а я – на побольше, - рассказывает Ирина Семенихина.- Елец мало изменился. Это такой же купеческий город, каким он был и при Бунине. Когда я была на выставке в Москве, ко мне посетители подходили и спрашивали: «Вы из Ельца? Вы живёте в городе Бунина?» Для них это был чем-то нереальным, что вот так можно жить просто в городе, куда они приезжают ради Бунина, подышать Буниным. Меня даже просили: можно вас потрогать, сфотографироваться с вами. Вот что значит Бунин.

Елец, Озёрки, Бутырки, Глотово, Злобин Воргол, Грунин Воргол, Огнёвка, Знаменское – Бунинская Русь на картинах современных художников 150 лет спустя. Как будто время остановилось.

Услышать поэта

Время пошло назад и благодаря необычному построению концерта. Это сложный проект. Над сценой большой экран, где параллельно сцене идёт действие. Фотографии Бунина, старого Ельца, кинохроника 20-х, 30-х и 40-х.

Тексты звучат с экрана в исполнении ведущих солистов Дома музыки. Разные отрывки - разное воплощение писателя. И вот понимаешь, Бунин – это не сухой и желчный человек, которым он запомнился благодаря дневникам и каким представляется в фильмах о нём. Это и восторженный юноша, влюблённый в жизнь, и молодой человек, для которого первая любовь – это великая тайна, и страдающий интеллигент, несогласный с несправедливостью предлагаемых обстоятельств, и большой русский писатель, просто любящий Россию. Бунин звучит то лирикой «Жизни Арсеньева», то вдохновляющей поэзией, то горькими строками «Окаянных дней», которые необыкновенно трагичны озвучены руководителем камерного хора Игорем Цилиным.

- Рахманинов и Бунин оба были вне России, в иммиграции. А сейчас вернулись, - говорит Игорь Михайлович. – И это важно для нас артистов показать сейчас. Коронавирус спутал планы. Может, не всё получилось, как хотели. Но для нас это важный проект.

Две глыбы

Проект готовился долго. Зрителю хотели презентовать его вживую. Хотели, чтобы прозвучал не просто Бунин, чтобы звучала эпоха, в которой он жил. Эпоха ожила благодаря музыке друга Бунина - Сергея Рахманинова.

Вот мощно гремит со сцены кантата «Весна» в исполнении симфонического оркестра, омывая музыкой весь зал. Вот откровенно разговаривает с каждым зрителем на языке романсов через  музыкантов «L’s-Трио». Вот жалеет и прощает мелодией «Светлого праздника». Вот поднимает слушателей мурашечным Вторым концертом для фортепиано с оркестром.

- Впервые встретившись в Ялте, Рахманинов и Бунин в течение всей оставшейся жизни поддерживали тёплые дружеские отношения. Несомненно Бунин и Рахманинов – это две взаимосвязанные души. Своё творчество, несмотря на новомодные течения, базировали на классической русской музыке и литературе, - комментирует художественный руководитель Дома музыки Наталья Сосновская. -  Так как Рахманинов чувствовал музыку стиха Бунина, больше никто не чувствовал. Читаешь Бунина, возникает ощущение чего-то уходящего, ускользающего. Тоже самое, когда слушаешь музыку Рахманинова. Рахманинов и Бунин – это одно движение души, которое наполнено любовью и печалью.

- Рахманинов и Бунин - две глыбы величайших, - говорит дирижёр Липецкого симфонического оркестра Константин Барков. - Рахманинов - один из самых любимых моих русских композиторов. Бунина знал только в рамках школьной программы. Но, когда готовили программу, познакомились поближе. Открыл много моментов, которые не знал.

Для многих зрителей такой Бунин тоже стал открытием.

- Мне помогли услышать Бунина. Это один из моих любимых писателей, - говорит слушательница концерта Елена. – Я много читала. Но бывает так. Только сегодня поняла, что, наконец, я услышала Бунина.

Текст: Наталья Горяйнова

Фото: Сергей Паршин

Еженедельная городская газета «Первый номер», 2 ноября 2020г.

Вечер любви и печали
05.11.2020

Возврат к списку