Соло для зрителя с оркестром

13 сентября в 19.00 в концертном зале Дома музыки Липецкий симфонический оркестр открывает свой новый, тридцатый юбилейный сезон.

…Казалось, всё просто: утопаешь в мягком кресле, слева и справа – сплошь интеллигентные люди, на сцене – шестьдесят музыкантов. Готовься наслаждаться! Но приходят звуки и так умеют растрогать: скрипка и виолончель, кларнет и контрабас… что думаешь про себя: и для чего я сюда пришла, чтобы выворачивать душу наизнанку? А между тем с нетерпением ждёшь новых концертов.

О музыкальной истории коллектива, о предстоящих концертах и работе дирижёров и музыкантов рассказывает директор оркестра Оксана Шарапова.

– Оксана Александровна, вернёмся к началу: расскажите о периоде становления коллектива.

– Он был создан в 1988 году и с тех пор остаётся единственным профессиональным симфоническим оркестром города и области. В разные годы его художественными руководителями и главными дирижёрами были Елена Бойко, Николай Губин, Александр Сиднев, заслуженный артист России Гаррий Оганезов, с 2010 года – Константин Барков, второй дирижёр с 2002 года – Валерий Тупиков.

Стремительное музыкальное восхождение и популярность коллектива связаны с приходом в 1996 году Гаррия  Минеевича Оганезова. Под его руководством оркестр приобрёл известность не только в России, но и за рубежом: завоевал звание лауреата на Всесоюзном фестивале симфонических оркестров (Новосибирск, 1990), международных фестивалях в городе Кобленц (Германия, 2006) и в Вене (Австрия, 2008).

Именно в этот период родились многие интересные проекты с выдающимися исполнителями, композиторами и дирижёрами международного уровня. Константин Барков успешно продолжил и развил труды предшественников.

– Хотелось бы услышать подробности, как это было.

– Один из наших уникальных проектов – «С оркестром играют дети» – начался семнадцать лет назад. Каждую весну юные музыканты со всей страны – пианисты, скрипачи, виолончелисты, исполнители на духовых и эстрадных инструментах – съезжаются в Липецк, чтобы выступить на одной сцене с профессионалами – Липецким симфоническим оркестром. В каждой программе участвуют семнадцать-двадцать детей – от пятилетнего возраста до студентов вузов. Большинство из них – победители исполнительских конкурсов регионального, всероссийского и международного уровней, включая стипендиатов Международного фонда Владимира Спивакова.

Идея предоставить музыкальным дарованиям возможность играть на одной сцене со взрослыми оказалась настолько удачной, что вслед за липецким оркестром ту же практику подхватили в Омске и Екатеринбурге. На липецкой сцене с начала проекта своё мастерство зрителю показали более трёхсот юных исполнителей!

Многие из них уже выросли и стали известными не только у нас в стране, но и за рубежом. Это пианист Алексей Сычёв, аккордеонист Сергей Крутских, Сергей Басукинский, скрипач Давид Махмудов.

– Насколько я знаю, за годы работы оркестр подготовил более шестисот программ из академической музыки отечественных и зарубежных композиторов. В разное время с Липецким симфоническим оркестром выступали композиторы, дирижёры и солисты с мировым именем…

– Да, включая Родиона Щедрина и Анд­рея Эшпая, которые провели в нашем городе авторские вечера. Липецкие меломаны слушали также композитора Владислава Казенина, дирижёров Юргена Бёме, Мака Калока, Владислава Булахова, пианистов Юрия Розума и Марию Гамбарян, скрипачей Ирину Бочкову, Степана Яковича, Родиона Замуруева и многих других.

Отдельно хочу сказать о многолетней дружбе оркестра с династией Хренниковых. Ещё при жизни композитора оркестр участвовал в фестивалях его имени. Теперь такая же дружба связывает коллектив с правнуком Тихона Николаевича, пианистом и композитором Тихоном Хренниковым-младшим. На завершении сезона Тихон в третий раз играл с нашим оркестром. Есть предварительная договорённость о том, что в новом сезоне молодой композитор доверит оркестру премьеру своей пятичастной симфонии «Памяти Сталинграда», посвящённой 75-летию Сталинградской битвы.

– Вы не раз изнутри видели работу абсолютно разных дирижёров. Когда я думаю об этой профессии, мне невольно вспоминается кинофильм Федерико Феллини «Репетиция оркестра»… Скажите, образ дирижёра из фильма совпадает с реальностью?

– Только отчасти. Дирижёр, конечно же, – это не метроном и не диктатор (улыбается). Когда я впервые попала на репетицию оркестра и слушала её не из зала, а со сцены (это случилось много лет назад), то была поражена невероятным ощущением – всё пространство как бы заполнено единой звуковой волной. Вблизи, со сцены, оказалось, что ощущения усиливаются. Ты будто находишься в центре звуковой воронки, накрывает так, что мурашки по коже. Сначала – оцепенение перед звуком, а в следующие мгновения – удивление, восхищение и даже недоумение перед тем, что всей этой роскошью, единым полётом души управляет он – дирижёр.

У музыкантов есть шутка, кто-то из великих сказал: «Покажите мне оркестр, который любит своего дирижёра, и я покажу вам плохой оркестр» (улыбается). В каждой шутке, как известно, есть доля истины. Конечно, у дирижёров, стоящих за пультом, разные темпераменты, свой стиль, что видно и по интерпретациям произведений, и на репетициях. Я не вправе раскрывать внутреннюю «кухню». Могу лишь сказать, что преклоняюсь перед профессионализмом дирижёров, их беззаветным служением музыке, а также перед мастерством оркестрантов.

У нашего коллектива огромный потенциал, и с каждым годом он раскрывается всё ярче и ярче, во многом благодаря помощи департамента культуры и туризма Липецка, нашему Дому музыки.

– Скажите, чем порадуете на открытии сезона?

– В программе «Симфония влюблённых бабочек» прозвучат Девятая симфония Антонина Дворжака, увертюра «Китайская тема» Ли Чи Мина, «Баллада о влюблённых бабочках» Лян Чжу для скрипки с оркестром. Солист – лауреат международных конкурсов Полина Шупилова (Москва).

Надо сказать, «китайская тема» в Липецком симфоническом давно уже стала своей. Столь раннее открытие сезона – на месяц раньше, чем в прошлом году, – тоже с этим связано. Буквально через несколько дней после концерта оркестр в седьмой раз отправится на гастроли в Китай, где наших музыкантов любят и ждут. Такое взаимопроникновение культур обогащает и репертуар, и музыкальное мышление.

– А какие концерты нас ждут в течение года?

– Самые разнообразные. Зрители услышат произведения двух величайших композиторов: Дмитрия Шостаковича и Вольфганга Моцарта.

Шостакович когда-то сказал о Моцарте: «Вечно юный родник, несущий человечеству радость гармонии». В этом году они сойдутся на одной сцене, такой вот мостик через столетия и культуры. Несколько лет назад оркестр исполнил «Реквием» Моцарта с Липецким камерным хором. На сей раз «Реквием» прозвучит с участием хора школы хорового искусства «Полёт» имени Татьяны Селищевой из Москвы. Прозвучат 25-я симфония Амадея, его увертюра к одной из опер, концерт-симфония для скрипки и альта.

Мы услышим Пятую симфонию Дмитрия Шостаковича, которой продирижирует Георгий Громов из Германии.

С Липецким симфоническим, солируя в концерте Иоганнеса Брамса, выступит замечательный пианист из Германии, выпускник Московской консерватории, лауреат международных конкурсов Георгий Войлочников. К 180-летию Модеста Мусоргского прозвучат «Картинки с выставки».

Оркестр не боится экспериментировать, включать в программы популярную музыку кино, композиции из репертуара оркестра Поля Мориа, сюиты на музыку «АВВА» и «Битлз». Зрителей ждут многие музыкальные сюрпризы.

Будем рады видеть липчан и гостей города на наших концертах!

– Спасибо за беседу. С юбилеем!

Беседовала Татьяна ЩЕГЛОВА,

фото из архива Липецкого симфонического оркестра

В ТЕМУ

В истории Липецкого симфонического есть много удивительных фактов. Очень крепко с коллективом дружил наш великий земляк, композитор Тихон Николаевич Хренников. Маэстро признавался, что липецкий оркестр был прекрасно настроен.

В ту пору оркестром дирижировал заслуженный артист России Гаррий Минеевич Оганезов, он руководил коллективом четырнадцать лет. Его вклад в развитие музыкальной культуры Липецкой области весьма велик. Гаррий  Минеевич интересовался не только симфонической классикой, но и современной музыкой различных жанров. Оганезов сумел создать из обычного оркестра коллектив, аккомпанирующий великим музыкантам.

Каждый новый дирижёр приносил в коллектив что-то важное для его дальнейшего роста и прекрасного звучания. Уже в ту пору оркестр был «настроен», а теперь он значительно вырос.

Дебют Константина Баркова, нынешнего дирижёра, с Липецким симфоническим оркестром состоялся в 2008 году.

С 2010 года Константин Барков занял пост главного дирижёра. Вместе с оркестром участвовал в фестивале «Панорама музыки России», посвящённом 50-летию Союза композиторов России, гастролировал в Китайской Народной Республике в рамках фестиваля дружбы «Китай – Россия», работал в проекте «Би-2» и Симфонический оркестр».

Константин Барков окончил консерваторию в Саратове, параллельно дирижировал в оркестрах Курска, Брянска, Тамбова и многих других городов.

Липецкий оркестр много гастролирует за рубежом: в Австрии, Германии, Китае…

Областной еженедельный журнал «Итоги недели», 10 сентября 2018г.

Соло для зрителя с оркестром
11.09.2018

Возврат к списку