Орган и джаз? Легко!

Совсем скоро – в ноябре – в Липецкой области стартует «Джазовая провинция». В гостях у «Итогов недели» бессменный региональный модератор уникального музыкального проекта, пианист, джазмен,  солист Липецкого Дома музыки Игорь Верещагин.

В эксклюзивном интервью нашему журналу Игорь Фёдорович рассказал, как складывается путь музыканта и чего нам ждать от нового фестиваля.

– Игорь, все мы родом из детства. Давайте вместе вернёмся в счастливое и беззаботное прошлое, чтобы побольше узнать о вас и о вашей семье.

– Моё детство и юность прошли в городе Виннице на Украине. Дедушка – Фёдор Григорьевич Верещагин – выдающийся режиссёр, народный артист СССР, фронтовик, почётный гражданин Винницы, всю жизнь проработал в областном драматическом театре, одна из улиц города названа его именем. Бабушка, Регина Францевна, и тетя, Элеонора Фёдоровна, – актрисы. Так что пока я рос, просмотрел практически весь репертуар театра. А в памяти остались постановки Фёдора Григорьевича: «Собор Парижской Богоматери», «Война» – спектакль по роману Ивана Стаднюка, сделанный в соавторстве с самим писателем, «Наталка Полтавка», «Запорожец за Дунаем». Дед хотел, чтобы я продолжил режиссёрскую династию… Но уж слишком много было «закулисья» – и очарования, и разочарования.

Папа, Фёдор Фёдорович, работал судовым врачом, хирургом в Житомирской области, в Виннице – заведующим хирургическим отделением госпиталя инвалидов войны. Мама, Алла Захаровна, – музыкальный работник в детском саду. Такие вот истоки...

– Похоже, имя Фёдор, в переводе с греческого это – «Божий дар», у вас семейное. Как вы относитесь к религии?

– Мой прадед, отец Григорий, был православным священником в Полтаве, и этим всё сказано. Согласитесь, долгие годы в нашей стране шёл большой излом, и только в далёком будущем, как мне представляется, у нас появится возможность понять, что было правдой, а что – вымыслом… Нам всем ещё предстоит разобраться в себе.

– Ваш дедушка долгие годы возглавлял музыкальные театры, неудивительно, что и вы пошли по музыкальной
стезе…

– Не совсем так (улыбается). На самом-то деле я мечтал стать футболистом, и до четырнадцати лет занимался в спортивной школе, даже подавал надежды. Но в какой-то момент мама, как говорится, взяла дрын и «загнала» меня в музыкальную школу. Музыка победила спорт и стала судьбой.

С подростковых лет я играл в школьном вокально-инструментальном ансамбле. Мы репетировали в клубе, я шефствовал над ребятами. В этом же клубе делал первые шаги врач и спорт­смен Анатолий Кашпировский, такие вот дела.

Потом всё пошло по накатанной, как у многих музыкантов: теоретическое отделение Винницкого музыкального училища, факультет музыковедения Донецкой консерватории.

После окончания почти два года преподавал в консерватории на кафедре искусства джазовой музыки, вёл класс импровизации, руководил трио. Мы все чего-то добились: наш контрабасист и бас-гитарист Евгений Онищенко сейчас доцент кафедры инструментального джазового исполнительства в академии имени Гнесиных.

– А как оказались в Липецке?

– Со своей будущей женой Натальей Сосновской (музыковед, художественный руководитель Дома музыки. – Прим. автора) я познакомился в Донецкой консерватории, учились на одном курсе. Поженились сразу после окончания вуза. В то время распался СССР, и я переехал в Липецк вслед за женой. Директором и художественным руководителем Липецкой филармонии тогда был Владимир Ларьков, он предложил мне стать солистом. Я согласился, вынудила экономическая ситуация, шёл 1994 год, надо было на что-то жить и содержать семью. В филармонии я создал джазовую программу под названием «В стране птиц». Это известная аллегория, у многих мировых джазменов были «птичьи» клички. Например, саксофонист Коулмен Хокинс назывался «Хоком», то есть «Ястребом», а его коллега Чарли Паркер получил прозвище «Бёрд» – «Пташка», что породило яркую джазовую идиоматику: тут и темы «Орнитология», «Птичье гнездо», «Опавшие листья» и его знаменитый нью-йоркский клуб «Бёрдлэнд» («Страна птиц»).

– Расскажите о том, как зарождался в Липецке джазовый фестиваль и как вы стали его модератором.

– Примерно через полтора года моей работы в филармонии появился новый абонемент: в нём была лекторийная составляющая, выступления в городских школах, техникумах и вузах. А вторая часть – совместные концерты с музыкантами страны и зарубежья. И это, конечно, было для меня привлекательно. Однажды филармония пригласила дуэт: пианист из Курска Леонид Винцкевич – Лембит Саарсалу (Эстония, саксофон). На этой творческой встрече, собственно, и родилась идея джазовой «перебежки» между городами, для начала – между Курском и Липецком.

А уже через три месяца состоялся джаз-тур с участием американских джазменов и известного гитариста Джона Стоуэлла. Спустя какое-то время «перебежки» превратились в традицию.

В 1996 году я стал участником джазового фестиваля «Звезды джаза в гостях у Леонида Винцкевича» – предтеча «Джазовой провинции».

– И что было дальше?

– С каждым годом фестиваль всё больше разрастался и набирал обороты. И каждый раз происходило рождение чего-то нового. Новые яркие имена, новые зрители. Джаз сам по себе очень демократичен, языковые, национальные барьеры и пороги легко преодолеваются. У нас звучала латиноамериканская музыка, скандинавская, западно-европейская, японская… – и зрители принимали всё с одинаковой теплотой и энтузиазмом.

На «Джазовую провинцию» в Липецк приезжали мировые звёзды джаза, многократные обладатели премии Grammy: тромбонист Джей Эшби, выдающийся вокальный ансамбль New York Voices, саксофонисты Эрик Мариенталь и Билл Эванс со своими коллективами, известнейший гитарист Скотт Хендерсон и саксофонист Эрик Александер. Все они – золотые имена джаза...

В этом году «Джазовая провинция» состоится 4 и 10 ноября в ОЦКиНТ Липецка, мы ждём основателя и арт-директора фестиваля, джазового пианиста и композитора Леонида Винцкевича, мультиинструменталиста и композитора, народного артиста России Давида Голощёкина, трио Стива Кершоу (Англия).

– Получается, что благодаря фестивалю со скромным названием «Джазовая провинция» Липецк давно уже перестал быть «задворками» джаза… Вашим контактам и джазовой практике, насколько я знаю, во многом способствовал тот факт, что вы много гастролируете за рубежом…

– Последние семнадцать лет я часто бываю в Швейцарии. Меня приглашают пианистом в эстрадные оркестры и малые составы, в джазе они называются «комбо». Мы выступаем на Рождественских праздниках и в различных шоу: варьете, цирковых и других. Исполняем музыкальные обработки и популярную музыку. Это могут быть как «фоновые» выступления, так и сольные, с импровизацией. Конечно, для любого музыканта такие гастроли – интересная и полезная практика.

– Год назад вы создали в Доме музыки свой коллектив «ЛИД-проект», и его уже полюбили зрители. Скажите, что означает эта аббревиатура и какие вы ставите перед собой творческие задачи?

– «ЛИД» – начальные буквы имён участников творческого содружества: Лиза Разумова (скрипка), Игорь Верещагин (клавишные), Дмитрий Кокшин (саксофон).

Я уже давно знаю Лизу и Дмитрия как высококлассных инструменталистов. Елизавета выступает в составе Липецкого симфонического оркестра, Дмит­рий когда-то был моим студентом в колледже искусств имени Константина Игумнова, а теперь уже сам заведует эстрадным отделением колледжа.

Творческое содружество «ЛИД» – это открытый музыкальный проект. В зависимости от художественной необходимости, он может дополняться другими участниками, вливаться в различные ансамбли, солировать с оркестрами. Программы, с которыми мы выступаем, представлены различными жанрами: эстрадной, джазовой, академической музыкой, собственными сочинениями. Но главное, что объединяет нашу широкую музыкальную палитру, – это эстетика красоты и принципиальное игнорирование музыкального ширпотреба.

21 октября в зале Дома музыки «ЛИД-проект» открыл новый сезон программой «Фантазии осени». Помимо трио в концерте участвовала Наталья Волкова (вокал), Сергей Тюленев (фагот), Валерий Беленко и Вадим Севостьянов (хореография), Вячеслав Канищев (живопись).

И был ещё один сюрприз – я впервые вышел к липецкой публике как органист.

Надеюсь, концерт липчанам понравился!

– Я, конечно, предполагала, что джазмены способны удивлять, но чтобы ещё и орган… Между европейской музыкой и джазом, как говорят в Одессе, две большие разницы. Где вы этому научились?

– Впервые попробовал этот инструмент в Виннице, когда был студентом музыкального училища. Первый орган там появился в зале органной и камерной музыки, позже – в Винницком католическом соборе, мне разрешили на нём поиграть…

Бывая в Швейцарии, играл на этом величественном инструменте в различных костёлах, на протестантских службах, орган там сопровождает хоралы; в Зальцбурге, в школе «Моцартеум» удалось поиграть. Так что некоторая практика есть.

Орган, установленный в Липецком Доме музыки, изготовлен голландской фирмой JONANNUS. В нём три мануала, 54 регистра. 17 октября состоялось открытие органного зала. Великолепно выступил и рассказал о возможностях этого удивительного инструмента лауреат международных конкурсов, органист и  композитор Тимур Халиуллин.

– Спасибо за интервью.

– Приглашаю липчан и гостей города в Дом музыки и на «Джазовую провинцию». До встречи!

Беседовала Татьяна ЩЕГЛОВА,

фото из архива Игоря ВЕРЕЩАГИНА

Областной еженедельный журнал «Итоги недели», 22.10.2018  г.

 

Орган и джаз? Легко!
23.10.2018

Возврат к списку