КИТАЙ ВСТРЕТИЛ АПЛОДИСМЕНТАМИ

С 22 декабря по 3 января Липецкий симфонический оркестр выступал в Китайской Народной Республике. Гастроли состоялись в городах Си Ань, Баоцзи, Инчуань, Баотоу, Карамай, Дуинъин, Вэйхай. На первом выступлении в городе Си Ань липецких артистов торжественно встретили представители администраций 7 городов, в которых были запланированы гастроли.

О том, как встречали наших музыкантов, журналистам рассказали в Доме музыки, где состоялась встреча с художественным руководителем Липецкого дома музыки Натальей Георгиевной Сосновской и художественным руководителем и главным дирижером Липецкого симфонического оркестра Константином Владимировичем Барковым.

ОНИ ИГРАЮТ С ДУШОЙ

Гастроли в Китай стали ярким завершением 35-го концертного сезона симфонического оркестра, который был создан в 1988 году. Константин Владимирович возглавляет коллектив с 2010 года. Он рассказал, что вот уже несколько лет подряд оркестр выезжает в КНР с гастролями и нынешняя поездка была десятой по счету. Организатором выступила китайская сторона, которая и оплатила гастроли. Константин Владимирович сообщил, что поездка была непростая.

После открытия границ очень многие российские артисты и коллективы поехали в Китай. Например, в аэропорту липчане встретились с Омским симфоническим оркестром, который возглавляет Дмитрий Владимирович Васильев. Однако у когото отменили концерты, у кого-то изменился график, это коснулось и наших музыкантов. Первоначально они должны были дать девять концертов, но дали семь.

Константин Владимирович выразил благодарность музыкантом липецкого оркестра, а также администрации города и Дома музыки. Впечатления у музыкантов очень хорошие, это и полные залы, и приемы, проживание, питание. И даже частые переезды на поездах никого не огорчили.

Концертные залы в Китае, как минимум, рассчитаны на три тысячи мест с хорошей акустикой. А вообще, Китай развивается семимильными шагами. Например, в «допандемийное» время оркестр проживал в одном из городов, а из окон отеля была видна грандиозная стройка. Организаторы объяснили, что это строится город, рассчитанный на три миллиона человек. А когда приехали туда в этом году, то увидели, что город уже построен и в нем имеется вся необходимая инфраструктура.

Интересным еще показалось то, что китайцы, несмотря на то что Новый год у них наступает в феврале, встречали его уже и в январе. А это – праздничная иллюминация на улицах, красные фонари и многое другое.

Рассказал Константин Владимирович и о публике. Китайцы с восторгом принимают русскую музыку. Например, «Подмосковные вечера» зал пел вместе с солистом на русском языке. Также оркестр исполнял музыку Чайковского из балетов «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». Однако есть в репертуаре и китайская музыка, а солисты исполняют китайские песни. Китайцы принимали это с восторгом.

Константин Владимирович рассказал, что в планах у коллектива еще одна поездка в этом году, которая состоится, возможно, в апреле – мае. Есть интересные планы и на август: китайцы предложили сделать совместную программу, правда, пока репертуар еще не согласован. А декабрь является уже традиционным месяцем для поездки в КНР.

Константин Владимирович рассказал о городах, где они выступали, они отличаются между собой, в них много небоскребов, есть и небольшие здания, правда, видеть все это удавалось лишь во время переездов.

Журналисты интересовались: а бывает ли так, чтобы китайцы предлагали изменить график гастролей и выступить на незапланированных площадках? Константин Владимирович сказал, что бывало. Они выступали ранее, например, в учебных заведениях, давали концерты для детей, студентов.

Публика в Китае скорее сдержанная, дисциплинированная и организованная, у них если хлопают, то все, причем какоето определенное время, и свои эмоции они ярко не проявляют. Цветы дарят, но уже в конце выступления, никто не кричит, не свистит. На улицах они тоже ведут себя сдержанно.

Наши музыканты заметили, что китайцы хорошо относятся к светловолосым девушкам и к высоким мужчинам и женщинам. Для них это что-то редкое. Они любят с ними фотографироваться.

САМАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ СТРАНА

В Новый год, несмотря на разницу во времени, наши музыканты позволяют себе «похулиганить» – после речи Путина они вышли в холл гостиницы и спели гимн России. Китайцы не возмущались, не кричали, а наоборот – присоединялись к ним и пели с ними вместе. В этой стране любят и ценят классическую музыку. В Китае практически в каждом крупном городе есть свои симфонические оркестры. Кстати, художественный руководитель одного из них однажды приезжал в Липецк. Так вот, музыканты из этих коллективов иногда играют вместе с нашими музыкантами.

А еще в Китае есть свои музыкальные инструменты, которых нет в других странах мира, например, сяо – это что-то типа флейты, пипа – что-то типа лютни, и другие. Получаются очень интересные музыкальные находки.

Китай, пожалуй, это самая музыкальная держава, там только одних пианистов два миллиона. Многие из них учились в России, и эта традиция началась еще в дореволюционной России с консерватории в Харбине.

Нам приятно было узнать о том, что многие китайские музыканты, поездив по Европе с концертами, считают, что только русские играют с душой. А у европейцев, которые приходят в свой оркестр на работу, в голове только работа, хотя и они играют отлично. Поэтому китайцы неспроста просят привезти те произведения, которые исполняет Липецкие симфонический оркестр.

Константин Владимирович отметил, что общались они с китайскими коллегами на английском языке, из китайских слов он знает только три.

Сейчас, правда, выручают гаджеты. Говоришь по-русски, смартфон тут же переводит эти слова на английский или китайский. Выучить их язык сложно, а научиться писать еще сложнее. Рассказал он и о китайской кухне, о разнообразии блюд, но это уже другая история.

А Наталья Георгиевна Сосновская сообщила, что концертную программу, которую исполнял Липецкий симфонический оркестр, услышат и липчане в конце января. Также она отметила, что в прошлом году в коллектив пришли молодые музыканты, в частности новая солистка – лауреат международных конкурсов Татьяна Абудилина, которые тоже побывали в КНР.

2024 – 2025 годы объявлены Годами культуры России и Китая, так что у нас есть хорошая возможность лучше познакомиться с творческими коллективами Поднебесной, а у них

– с нашими. Это будет весьма интересный и взаимообогащающий обмен.

Андрей Марков

Фото из архива Дома музыки

Областная газета «Липецкие известия», 17 января 2024 г.

18.01.2024

Возврат к списку