Как нарисовать музыку

Знатоки называют живопись Вячеслава Канищева дерзкой. Сам же он говорит о ней, снимая иронией малейший намек на пафосность, — «мои хулиганства». Что касается обычных зрителей, они удивляются: надо же — на холстах пульсируют красочные пятна, линии, завитки, квадратики, а ты от этого испытываешь то волнение, то тревогу, то радость.

Мне повезло дружить с Канищевым, с первой же встречи показавшимся похожим на Дон Кихота — и не только внешне, Бог весть сколько лет. У нас дома висят его давние работы — поэтичные, негромкие, вполне традиционные пейзажи. Но сейчас к ним прибавились композиции, созданные словно бы совсем другим художником. Они напоминают сады небывалых растений, диковинных цветов и живут особой, отдельной от предметного, плотного, осязаемого мира жизнью. Новые картины Вячеслава Михайловича рождаются, не подчиняясь никаким запретам и правилам.

Оставаться собой

Считается, что безоглядная свобода, жажда самовыражения, ломающего академические каноны, отважный творческий экстрим свойственны молодости. Но для Канищева все началось гораздо позже. В его волосах уже пробивалась седина, когда он почувствовал почти физическое наслаждение от возможности импровизировать с кистью в руках, следуя лишь собственной интуиции, душевному состоянию, логике световых сочетаний. Краски из тюбиков вырываются у живописца на волю и ложатся на поверхность картин, трепеща, мерцая, взрываясь, пылая, братаясь и споря между собой. У Канищева нет желания поразить своей смелостью или рационального расчета на то, чтобы дать пищу для глубокомысленных толкований искусствоведов. Ему хочется всего-навсего оставаться самим собой, не хлопоча о стиле, приемах, форме. Оттого вряд ли кому-то удастся повторить его манеру. Подражание возможно, но оно будет мертво, потому что за каждым произведением моего талантливого друга угадывается желание бескорыстно делиться с людьми лучшим в себе.

И чем старше он становится, тем моложе, просветленнее, оптимистичнее его палитра, будь то масштабные триптихи или миниатюры величиной с ладонь. Я думаю, это поймет любой, кто не поленится добраться до липецкого Дома Музыки, где открылась компактная, но очень интересная выставка Вячеслава Михайловича, приуроченная к восьмидесятилетнему юбилею художника. На ней, к сожалению, нет хорошо знакомых поклонникам работ, например изображения православного храма, окруженного пламенем пожара. Зато мы видим совсем новые холсты, отмеченные завидной искренностью и артистизмом.

Учитель и ученики

Однажды их автор признался мне: своим вторым рождением как живописца он в немалой степени обязан собственным ученикам в интернате для слабовидящих. Там он трудился четверть века, организовал студию «Вдохновение». Дети, подчас едва способные что-либо видеть, занимались у него с увлечением. Из-за болезни глаз они рисовали не с натуры, а просто подбирая, рифмуя краски. И результат нередко был впечатляющим. Они проецировали на листы бумаги то, что жило в их душе и воображении. Поистине: «Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого потом учиться». Кстати, экспозиции «Вдохновения» под девизом «Учитель-ученики» проходили далеко за пределами Липецка. Картины наставника и его питомцев демонстрировались в Государственной Думе и Федеральном собрании, в театре имени Ната- льи Сац, на ВДНХ и даже в Париже и бельгийском Льеже.

Когда Кани- щев начинал преподавать в интернате, контролеры, инспекторы требовали: раз у школьников проблемы со зрением, они должны рисовать по транспарантам. Так предусмотрено методикой. Но Вячеслав Михайлович к ним мало прислушивался. У него была собственная методика. Он сочетал задачи реабилитации и максимальную творческую свободу. Педагогический и художнический дар Канищева оценили и бельгийцы, и французы. В том же Льеже он проводил мастер-классы и семинары для коллег. Ему предлагали остаться там работать, причем не с детьми, а с учителями. Он отказался. И объяснял это очень по-канищевски: «Как же я могу бросить моих ребятишечек?»

Достижения Канищева педа- гога замечены и отмечены. Ему присвоена степень бакалавра Международной ассоциации «Искусство народов мира». Он победитель Всероссийских конкурсов «Лучшие учителя России» и «Моя творческая лаборатория». Но сегодня о нем чаще говорят как о самобытном художнике.

Мелодия цвета

Вячеслав Михайлович любит сравнивать то, что он делает с джазовыми импровизациями. И не ради красного словца. Его творения и вправду звучат как музыка. Он любит изображать скрипки, саксофоны, трубы, и они как бы заражают музыкой всю плоскость картины. Они излучают магию, меняющую окружающее пространство.

В жизни незаурядного человека ничто не проходит бесследно. Вот и Канищев у мольберта словно возвращается в студенческую молодость, когда он увлекся джазом и даже играл с друзьями в кафе. С музыкантами он связан до сего дня. Вместе с джазовым коллективом «ЛИД» под руководством Игоря Верещагина художник осуществил запомнившийся многим проект, органично соединивший музыку и живопись. Да и нынешняя выставка юбиляра закономерно называется «Музыка цвета» (6+).

Фото Николая Черкасова

Исаак Розенфельд | 08.12.2021 06:04:08

ИД Липецкая газета

Как нарисовать музыку
10.12.2021

Возврат к списку