«Из той же оперы»

— Оперный певец — это прежде всего голос в пространстве, — начинает свой рассказ Лилия. — Мы поём без микрофона. Этим и отличаемся от остальных исполнителей. Рассчитывать на сцене можно только на себя и акустику.

А ещё – постоянно беречь голос. Не переохлаждаться, не перегреваться, табу на алкоголь, с собой всегда должна быть тёмная вода, чтобы смочить горло. Семечки и орехи нежелательны, как и лимонад. Рацион для поддержания сил тоже особенный. Например, Лилия за три-четыре часа до выступления старается съесть что-то мясное.

Но одной техникой на сцене сыт не будешь. Профессионала отличает синтез голоса, умелой игры, сценического движения и даже психологии. Исполнитель должен понять роль и придать голосу нужные оттенки. Даже для небольшой песни надо найти истоки. Зачем тут такой текст? Почему композитор так сочинил? Лилия называет это игрой в «почемучку».

Такая щепетильность, возможно, досталась певице по наследству. Мама и бабушка – учителя. А она пошла по стопам старшей сестры. Та грезила музыкой и точно знала, что будет поступать на дирижёрско-хоровое отделение.

— Оказалось, я из той же оперы! – улыбается Лилия. — Проверили мои способности и выявили неплохие вокальные данные. В музыкальной школе у меня был чудесный педагог Наталья Владимировна Иванова, моя вторая мама. Девяностые – крайне тяжёлое время. Но она заботилась о том, чтобы у меня было всё, вплоть до концертного платья. В Липецке я была маленькой звёздочкой: меня знали многие. Даже выдали областную стипендию как одарённому ребёнку. Знаете, я была уверена, что так может каждый. И только сейчас осознаю: кажется, нет. Видимо, по достоинству оценить свой опыт можно только со временем.

В подвале колледжа

Все хотели, чтобы после окончания школы талантливая Лилия поступила в столичный вуз. Получилось не сразу: в приёмной комиссии посчитали, что 16-летняя девочка «не потянет» сложный ритм большого города. Предложили попробовать через год.

— Я уже не собиралась покорять Москву и подала документы на физико-математический. Не поступила. Завалила экзамен по русскому, сдав черновик сочинения, где не было ни одной запятой. Представляете, как это забавно, притом что мама учитель русского языка? Поэтому во время дополнительного набора отправилась на дирижёрско-хоровое отделение. Всё изменил звонок Натальи Владимировны и строгое: «Лиля, ты забыла? Надо поступать в Москву!»

Так она оказалась в музыкально-педагогическом колледже имени Ипполитова-Иванова. Никуда больше не стала подавать документы: здесь всё было пропитано духом старины. Певица с теплом вспоминает ту атмосферу творчества. Как дома: просто и душевно.

Но Москва встретила не гостеприимно распахнутыми дверями, а проблемами. После поступления оказалось, что жить негде. Из-за провинившихся студентов учебное заведения лишили общежития.

— Какое-то время ютилась в подвале колледжа. Условия не очень, зато тепло. Это заметила моя однокурсница и позвала к себе. В её родительском доме я прожила два с половиной года, пока не встала на ноги не привыкла к Москве.

Время было непростое. Я работала в разных местах. Давно закончилась трудовая книжка, даже вкладыш. Но рядом всегда были люди, готовые помочь. Их веря в меня давала стимул не сдаваться.

Незакрытый гештальт

Потом была знаменитая Гнесинка. Казалось бы, поступить туда – мечта каждого музыканта. Но учёба среди лучших провоцировала дикий стресс.

— Поняла, что не выдерживаю ритм, и забрала документы. Мне не стыдно признаться: это был сильнейший творческий кризис, я воспользовалась правом сделать шаг назад, — говорит Лилия. — Возможно, не было бы тогда бесценного опыта работы в Государственной академической симфонической капелле России под руководством Валерия Полянского.

Именно там молодой певице довелось поработать с Геннадием Рождественским. В силу возраста маэстро дирижировал нечасто, но хор всегда ждал его с замиранием сердца. Учитель Полянского, друг Шнитке и Шостаковича, он всегда выходил на сцену с улыбкой и глубочайшим почтением к артистам.

Лилия называет капеллу семьёй. Дважды коллектив был на гастролях в Америке, Европе, немало поездил по России. Это объединяет, дарит незабываемые эмоции.

— Работа в хоре была круче всех академий. Это прямое включение, которое ничем не заменить. Но именно там я обнаружила незакрытый гештальт. Гнесинка! Хотелось эту вершину всё-таки покорить. Я попросилась назад. И меня приняли, причём на бюджет, на единственное свободное место.

Так что академию я в итоге окончила. Не стесняюсь этого факта биографии. Знаете, за что было бы стыдно? Если бы хотела, но не вернулась.

Без псевдонима

После шести лет успеха в капелле Лилия приняла непростое для себя решение – вернуться в Липецк.

—На тот момент я уже долго жила на два города. В Москве – музыка, в Липецке – любимый человек, — вспоминает Лилия. — Пыталась успеть везде, но так не бывает. Я даже болеть начала – тело словно требовало выбрать вектор движения. Уволилась и переехала в родной город. Доверилась интуиции: всё-таки чувствовала, куда мне нужно. А вскоре ушла в декрет. Это было настоящим счастьем, долгожданный сын. Я наслаждалась материнством, но знала, музыка не отпустит. Ощущала внутреннюю силу и хотела делиться ею с людьми. У артистов так – если энергию не выпускать, она разрушает тебя.

Когда ты честен с собой и идёшь по зову сердца с доверием к миру, он отвечает взаимностью. Именно об этом я подумала, слушая героиню. Как иначе объяснить стечение обстоятельств и очередной судьбоносный звонок?

— Когда старшая сестра предложила работать в музыкальной школе, я согласила не раздумывая. Была готова к чему угодно, лишь бы там была музыка. В школе замечательный коллектив. Мне дали карт-бланш: сольные выступления, работа с концертмейстером. Мы выступали, ездили на конкурсы, это был глоток свежего воздуха, — рассказывает Лилия.

Дальше – больше. Случился проект с Липецким Домом музыки – опера «Сказание о граде великом Китеже» Сергея Василенко, где Лилия, будучи сопрано, исполнила роль невесты княжича.

У певицы Липецкого Дома музыки много сольных выступлений, например «Реквием» Дюрюфле. Концерт «Хор и орган», в программе которого произведения Грига, Стравинского и других гениев.

— Орган вообще удивительный инструмент. И хотя в Липецке он электронный, играть на нём – наивысшее мастерство, ведь это нужно делать и руками, и ногами. Человек-паук! — шутит Лилия. — Очень нравится наш новый проект «Без рояля». Много экспериментируем с сочетаниями вокала и разных инструментов. Это нестандартный формат и постоянное исследование, мы такое любим.

До музыки славится симфоническими и джазовыми программами, но работает и с русской музыкой, и романсами. Чтобы не забывали Чайковского, Рахманинова.

С Эльвирой Свирчевской и Анной Шестериковой создали неоклассический проект LilyNizami.

С нашей программой я открывала благотворительный вечер «Сила добра» в Москве. После этого мы взяли творческий перерыв, чтобы понять, как развиваться дальше. Я хотела быть собой, выступать без псевдонима, поэтому думали над названием. И сейчас проект продолжается, работаем над новым материалом, но уже под моим настоящим именем.

«Теория фисташки»

Работу педагога Лилия не оставила. Преподаёт в колледже искусств имени Игумнова. Для каждого из 26 студентов подбирает программу индивидуально – только так можно по-настоящему раскрыть ученика.

Ученики, как фисташки, очень разные. Бывает, нужно приложить много сил, чтобы увидеть внутренний мир. Сама певица тоже продолжает учиться: поступила в магистратуру ЕГУ на программу проектирования инновационной образовательной среды.

Во Всероссийском конкурсе профмастерства среди преподавателей, концертмейстеров музыкальных школ Лилия заняла первое место.

— Важная часть работы преподавателя – участие учеников в конкурсах. Но как давно сам педагог был в этой роли? В школе, колледже, институте? Иногда нужно примерить на себя то, что предлагаешь подопечному. Мне кажется, это честно. И как артисту тоже интересно проверить, в какой ты форме, — говорит Лилия.

Неожиданные повороты судьбы, доверие жизни, самопознание и любовь к профессии – вот ингредиенты счастья и успеха Лилии Пищиковой.

Прочувствовав и полюбив однажды музыку, ты никогда от этого не откажешься. Она даёт прожить любые эмоции. А люди всегда слышат голос, льющийся из сердца.

Текст: Алина Васильева

Фото: Екатерина Швецова, архив Лилии Пищиковой

Журнал «Лица», март 2024 г.

19.03.2024

Возврат к списку