Импровизирую на органе

 Полный зал. Завораживающий звук дополняется световыми эффектами. Зрители внимают виртуозной игре и увлекательному рассказу об особом инструменте. С прошлого года орган стал «жемчужиной» музыкальной жизни Липецка.

Тимур Халиуллин демонстрирует мастерское исполнение не только руками, но и ногами. Может показаться, что музыкант отбивает чечётку — так быстро перемещаются ступни по особой «ножной» клавиатуре инструмента. Неудивительно, что специализация остаётся достаточно редкой в России. Перед концертом «Первому номеру» удалось встретиться с прославленным пианистом и органистом.

— Вы приезжаете в Липецк уже не первый раз. Чувствуется ли, что интерес к органной музыке растёт?

— В Липецке я уже второй раз. Приятно видеть, что орган любят, и залы полные! Я чувствую тепло и гостеприимство. В этот раз мы сотрудничаем с симфоническим оркестром Дома музыки — на сцене царит творческая атмосфера, и уже до встречи с публикой ощущается внутренний эмоциональный подъём и радость!

— Аудитория какого возраста обычно собирается на ваши концерты в разных городах?

— По своему личному опыту скажу, что сегодня аудитория органных концертов не только выросла в количестве, но и очень помолодела. Во многом это связано с тем, что мы в России почти преодолели инерцию восприятия органа как сугубо церковного религиозного заморского инструмента. И теперь слушатель понимает, что орган может быть разным: на нём прекрасно звучит и архаическая музыка, и произведения современных стилей — рок, джаз, саундтреки из кинофильмов. На популяризацию органной музыки сегодня работает абсолютно всё! Не только новый экспериментальный репертуар, но и специальные проекты: лектории, экскурсии, проект «Орган — в подарок детям».

— Собираетесь ли вы когда-нибудь приехать в Липецк с нестандартной программой, например, переложенными на орган рок-классикой, кинохитами?

— В репертуаре каждого органиста должно оставаться место для экспериментов и нестандартных программ. «Саундтреки на органе: от Баха до Циммера» — эту программу я совсем недавно представил в Калининграде, Краснодаре и Белгороде. С радостью бы сыграл и в Липецке в следующий раз, если поступит приглашение. Кроме того, специально по заказу Петербургской академической капеллы к февралю 2020 года готовлю программу «Рок на органе». Поистине, орган без границ!

— В одном из интервью вы упоминали, что сами сочиняете музыку. Удаётся ли уделять этому достаточно времени? Какие произведения создали? Вы их когда-нибудь исполняли публично?

— Я бы не осмелился назвать себя композитором, но несколько удачных сочинений в моём списке есть. На сегодня в интернете можно найти «Токкату для педали соло», она опубликована в журнале «Орган» в Москве и на сайте «Нотный архив Бориса Тараканова». Готовятся к публикации в Казани «Органные вариации на татарскую народную тему». Кроме того, на концертах нередко можно услышать ещё не записанные сочинения «Мистерия ночи» и «Космос и хаос». Люблю иногда импровизировать и сочинять музыку на ходу. Так родились импровизации «Война», «Полевые цветы», «Happy birthday, Bach». Все эти сочинения можно найти на сайте Classic online.

— Кроме органа, вы играете ещё на двух необычных инструментах — клавесине и карильоне. Где в России можно услышать эти инструменты?

— Специализация факультета Санкт-Петербургского государственного университета, который я заканчивал после консерватории, так и называется «Историческое исполнительство на старинных клавишных инструментах: кафедра органа, клавесина и карильона». И если клавесин с органом ещё можно услышать в России в целом ряде концертных организаций и церквей, то карильон — это, пожалуй, редчайший представитель семейства клавишных. Духовых органов, конечно, немного у нас в стране — около 150, но карильонов всего три! В Петербурге, Петергофе и в Белгороде. «Колокольный орган» белгородской филармонии весит четыре тонны и представляет собой по сути звонницу на колёсах, которая установлена на грузовике и перемещается вместе с 51 колоколом по Белгородской области и России от Крыма до Екатеринбурга! Может быть, когда-нибудь удастся доехать и до Липецка с концертом карильонной музыки.

— Какие качества необходимы органисту для успеха? Где можно получить эту профессию?

— Обучиться игре на органе сегодня можно почти в каждой крупной консерватории — Петербург, Москва, Казань, Астрахань, Новосибирск, Саратов, Нижний Новгород. Но, как говорится, для того чтобы стать хорошим музыкантом, нужно стать хорошим человеком, ведь какой ты в жизни — такой и на сцене. Необходимо всегда быть чуть больше, чем просто профессионалом и трудягой.

— Что побудило вас посвятить жизнь органной музыке?

— Органная музыка и побудила меня заниматься ею и посвятить свою жизнь необычным клавишным музыкальным инструментам. Свежая, новая, необычная, порой даже странная, исполняемая не только руками, но и ногами, такая разная — она не могла не привлечь меня. Благодаря органной музыке сегодня я много путешествую и общаюсь как с новыми органами, а каждый из них неповторим, так и с новыми интересными людьми!

Справка

Тимур Халиуллин — органист, солист белгородской филармонии, лауреат международных конкурсов. Закончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова. Кроме органа, музыкант играет еще на клавесине и на карильоне. Ведёт активную концертную деятельность в России и за рубежом. Выступал в Нидерландах, Италии, Австрии, Германии, Финляндии, Латвии, Эстонии, Польше, Швейцарии, Украине, Белоруссии, Дании, Бельгии, Турции.

 

Текст: Юлия Кобзева

 Фото: Павел Покидов

Городская еженедельная газета «Первый номер», 18 ноября

Импровизирую на органе
24.11.2019

Возврат к списку