Год добровольца и волонтера
Год Солженицина
Липецк- ЗДОРОВЫЙ РЕГИОН
Работа с ДЕТЬМИ и ПОДРОСТКАМИ
Дом музыки: услышь прекрасное!
Работа с ИНВАЛИДАМИ
Главный корпус

ул. П. Осипиенко, 18
тел.: (4742) 43 02 93

Филиал Студеновский

ул. Шкатова, 25
тел.: (4742) 27 59 07

Заказать билет - здесь!

госуслугиафиша городских мероприятийРоссия 1Радио РоссииМаякВести ФМЛипецкое времяЛипецк FM

Игорь Павлович Бойков

Папа Липецкого джаза

Его называют «папой Липецкого джаза». Именно он 60 лет назад начал развивать в нашем городе новое музыкальное направление. За это время он воспитал десятки специалистов, которые работают не только в регионе, но и в профессиональных коллективах Москвы, Петербурга, Воронежа и за рубежом.

Художественный руководитель и главный дирижер джазового оркестра Липецкого Дома музыки, заслуженный работник культуры России Игорь Павловичу Бойков 8 марта готовится отметить праздник …. восьмидесятилетие.

Торжество намечено провести в Доме музыке, в формате праздничного концерта «В этот вечер в танце карнавала». Дирижировать новой программой будем сам маэстро. Его поздравят коллективы и солисты Липецкого Дома музыки, популярные музыканты города и приезжие исполнители.

«Итоги недели» встретились с Игорем Павловичем, чтобы узнать, как зарождался джаз в нашем городе, и как главному бэнд-лидеру нашего региона удалось пронести через многие десятилетия энтузиазм, музыкальную оригинальность и новаторство.

Аккордеон – вне закона?

Отец Игоря Павловича, старший лейтенант МВД, был музыкально одаренным человеком, играл на балалайке, на домре, на мандолине, гитаре, баяне, неплохо пел.

Семья часто переезжала из гарнизона в гарнизон, и во время долгих переездов пятилетний Игорь с удовольствием пел перед публикой в вагонах. Отец ему аккомпанировал, а благодарные зрители задаривали шоколадными конфетами. Начиная с 10 лет, вспоминает Игорь Павлович, он уже «прилично играл на инструменте и чувствовал себя профессиональным артистом». И когда приезжал летом погостить к любимой бабушке в город Грязи, а немецкий тяжелый аккордеон мог быть доставлен только через несколько дней с остальным багажом, то просто не находил себе места.

- Руки чесались, так хотелось играть, - смеется Бойков.

Когда в 1958 году открылось Липецкое музыкальное училище, 19-летний Игорь Бойков уже выступал в эстрадном ансамбле в кинотеатре «Октябрь» (ныне к/з «Унион») у Германа Шалагина.

С Василием Михайловичем Лутовым, в то время начальником отдела культуры горисполкома, ветераном Великой Отечественной войны, талантливым тромбонистом и будущим директором музыкального училища, его познакомил Леонид Бондаренко, скрипач ансамбля.

- Все мы, первый набор музучилища, были самоучками, - вспоминает Игорь Павлович. - Но при этом уже многое умели. Ребята с нашего курса работали педагогами в городе и районах области.

Сегодня мало кто знает о том, что всеми любимый аккордеон, без которого джаз-бэнды не мыслили своей музыки, в 60-70-е годы был под запретом в советской стране. По этой причине Игорь Бойков поступил и окончил музыкальное училище по классу «баян», и далее, по совету директору музучилища Василия Михайловича Лутова, поступил на заочное отделение театроведческого факультета ГИТИСа.

- Студенческие годы многое дали, - вспоминает Игорь Павлович, - привили мышление, вкус. Помимо театра и музыки, мы изучали историю живописи, часто ходили в музеи, на выставки, общались с интересными людьми».

Одновременно он занимался аранжировками и сочинительством. И когда старший наставник - директор Липецкой филармонии Владимир Дементьевич Ларьков (дружба с ним сохранится на многие годы), предложил прийти в филармонию, три года был её солистом, возглавил эстрадный ансамбль «Российские ребята».

«Меняю марки на ноты»

Человеком, в наибольшей степени повлиявшим на его судьбу, Игорь Павлович считает Василия Михайловича Лутова, заслуженного работника культуры РФ, организатора и первого директора Липецкого музыкального училища. Именно по его совету Игорь Бойков получил музыкальное образование, а позже окончил столичный ВУЗ. Музыканты  общались на протяжении многих лет.

- Он всю жизнь мне здорово помогал, - вспоминает Игорь Бойков.

Стараниями Лутова в 1981 году в Липецком музучилище было открыто эстрадное отделение – шаг революционный по тем временам, ведь основным музыкальным направлением на новом отделении стал джаз, хотя время тому и не способствовало. – Жива была расхожая поговорка: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!». Василий Михайлович пригласил Игоря Бойкова возглавить новое музыкальное отделение.

Одновременно, Игорь Павлович много работает и в других направлениях. Аранжирует джазовую музыку советских и зарубежных композиторов, пишет музыку к спектаклям областного и драматического театров, возглавил не только «ученический » оркестр в музыкальном училище, но и эстрадный оркестр в кинотеатре «Октябрь».

- Из оркестра «салонного типа» в кинотеатре я сделал настоящий джазовый, - вспоминает музыкант. – Усилил  «духовую группу», у меня стало больше труб и саксофонов. Проблем с репертуаром не было. На гастролях я познакомился с музыкантом из Германии. – Он пересылал мне ноты, а я ему – марки; ещё ноты мне присылали музыканты из Эстонии, Латвии. К тому времени я сам уже писал и аранжировал, так что шли в ногу со временем, наша музыка мало отличалась от того, что играли в Европе.

Курьезы сцены

- За долгую концертную жизнь разное случалось, - рассказывает Игорь Павлович. - Не обошлось и без ситуаций, когда искусство требовало жертв. Сейчас об этом весело вспоминать, а тогда мне, как руководителю коллектива, было не до смеха…

Помню, на гастролях, много лет назад в моем ансамбле в первом ряду сидели я с аккордеоном и гитарист, который объявлял номера. Следующий ряд – саксофоны, третий – трубачи и тромбон, ударники и контрабас. Вдруг слышу за собой шум. Оборачиваюсь - контрабасист, отбросив инструмент, ухватился за «тарелку» и падет вперед, за ним второй, третий… Я с ужасом жду, когда очередь дойдет до меня и я завалюсь со своим аккордеоном. Но кто-то удержал всю эту кучу…

Надо сказать, «обрушивший» оркестр контрабасист был человеком талантливым, но пьющим. Я потом заменил его на другого – качество и уровень, конечно, различны, другой мог только по нотам играть, не импровизировал, зато – надежнее…

Или вот еще: - как-то  на репетиции пианист с края сцены навернулся, ножка стула у него съехала во время темпераментной игры… Все мы так и обмерли. А он встал и говорит очень спокойно:  «Не волнуйтесь, я жив…» . Так что профессия наша – в чем-то даже опасная… (улыбается).

Липецку никогда не изменял

В биографии Игоря Павловича был период, когда он три года гастролировал. По совету своего друга и наставника Василия Михайловича Лутова отправился по стране, чтобы разрешить свои финансовые вопросы, заработать на квартиру. Заработал, и больше из Липецка уже надолго уже не уезжал.

Был эпизод, когда бэнд-лидер СССР Вадим Людвиковский, художественный руководитель и главный дирижер Концертного эстрадного оркестра Гостелерадио пригласил его в Москву, в свой оркестр. Жизнь могла бы сложиться иначе, но Игорь Бойков отказался.

- Перспектива, конечно, заманчивая. Но я Липецку никогда не изменял, и не пожалел об этом, - говорит маэстро.

Игорь Павлович убежден: музыкант не должен распыляться.

- В нашем городе можно хорошо жить и работать, - констатирует он. - Всего знать невозможно, но в своем деле надо постоянно самосовершенствоваться. Сконцентрировавшись на своей профессии, можно многого в ней добиться.

Вся жизнь Бойкова подтверждает правильность этой мысли. Когда в 2004 году в Липецке был организован городской джазовый оркестр, Игоря Бойкова пригласили туда в качестве художественного руководителя и главного дирижера. В оркестре играют его музыкальные соратники и ученики, в том числе, концертмейстер и некогда директор ансамбля «Российские ребята» Липецкой филармонии, засл. артист искусств РФ Валерий Маркин, с которым он ездил на гастроли по просторам страны; саксофонист Дмитрий Кокшин, который сейчас возглавляет отделение «музыкальное искусство эстрады» в областном колледже искусств имени К.Н. Игумнова, другие его ученики. За годы педагогической и оркестровой работы Игорь Бойков воспитал их сотни.

«Что хотел и могу – совпало»

С липецким джазовым оркестром, которым руководит Игорь Бойков, выступали такие ведущие мастера российской сцены, как народный артист России, профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных Игорь Бриль; лауреаты международных джазовых конкурсов Дмитрий и Александр Бриль; лауреат фестиваля «Золотая труба Европы», член Международной гильдии трубачей Ахат Самадов (г.Москва); лауреат международных джазовых фестивалей Лембит Саарсалу (г.Таллин).

Джазовый оркестр Липецкого Дома музыки - дипломант Международных фестивалей джазовой музыки в гг.Белгород и Тамбов и непременный участник больших городских и областных праздничных мероприятий. За год оркестр дает более 40 концертов.

8м марта на юбилейном праздничном вечере Игоря Бойкова в Доме музыки будет представлен свинговый репертуар и популярные песни отечественных и зарубежных композиторов. Солисты – лауреат международного конкурса Наталья Волкова (вокал), Дмитрий Матвеев (вокал); прозвучат соло в исполнении артистов – инструменталистов, что интересно, многие – в аранжировке Игоря Павловича. Перед зрителями выступят аккордеонисты - лауреаты международных конкурсов. Юбиляра поздравят музыканты из Воронежского государственного университета искусств, Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина.

- Я счастливый человек, - говорит Игорь Павлович. - В моей жизни все «совпало»: что я хотел и могу, я получил. У меня хорошая семья, моя жена Наталия Леонидовна, меня вдохновляет и поддерживает, приходит на все концерты. Вырос сын, у меня любимая работа. Музыкальное исполнительство требует больших эмоциональных затрат, и вместе с тем, дарит чувство оптимизма. Я этим заряжаюсь, этим живу…

Татьяна Щеглова

Фото из семейного архива Бойковых и архива Липецкого Дома музыки

«Мне приятно с ним работать»

Игорь Верещагин, джазмен (клавишные), бессменный ведущий международного фестиваля «Джазовая провинция» в Липецком регионе:

«Усилиями Игоря Павловича в Липецке появился и укоренился джаз. Он стоял у его истоков и воспитал множество хороших музыкантов. Мне было приятно с ним играть, я с удовольствием приглашал его коллективы для участия в «Джазовой провинции», и на фоне маститых международных джазменов они выглядели весьма достойно.

Ну а все пожелания – в день юбилея».

«Он влияет на судьбы людей!

Наталья Волкова, солистка Липецкого джазового оркестра, выпускница класса преподавателя Ларисы Долинной, МГИК:

-Судьба вокалиста во многом зависит от того, какой репертуар тебе дают. Взаимоотношения с художественным  руководителем – примерно как в театре, между режиссером и артистом. Захочет даль роль, показать твои сильные стороны, и ты состоишься как артист. Я очень благодарна Игорю Павловичу, он помог мне поверить в себя и многому научил… Всегда влияет на судьбы людей, у него на это особые чутье и интуиция. Я не раз наблюдала, как он допустим, он говорил тому или иному оркестранту: парень, оставь гитару, возьми в руки тромбон, саксофон, или наоборот – от саксофона к гитаре, и музыкант после этого «расцветал» и многого добивался…

«Человек  с большой буквы»

Дмитрий Кокшин, артист Липецкого джазового оркестра (саксофон), преподаватель Липецкого областного колледжа искусств имени К.Н. Игумнова:

- Игорь Павлович – глыба, человек с большой буквы, его любят и знают не только в нашем регионе, но и по всей России и даже за границей. Он один из лучших аккордеонистов и аранжировщиков для биг-бэнда, его музыкальные обработки звучат не хуже американских.

Я обучался на эстрадном отделении в Липецком музыкальном училище. Помню, как гордился, когда меня, одного из немногих студентов, уже на 2-м курсе Игорь Павлович пригласили играть в свой оркестр. Спасибо ему за это.

Областной еженедельный журнал «Итоги недели», № 6 (492), 05.02-11.02, 2018 г.

Назад к списку новостей
посмотреть все