«Эуфоним плюс»

Эуфониум в переводе с греческого означает «сладкоголосый». Это — медный духовой инструмент. Благодаря особому строению он имеет более нежное звучание, чем все остальные медные духовые инструменты. Поэтому не только прочно занял своё место в духовых оркестрах, где придаёт их игре дополнительный оттенок, но зачастую солирует на симфонических концертах. Эуфониум в Липецком Доме музыки звучал впервые. Привёз его гость из Москвы музыкант и просветитель Олег Абрамов. После концерта он дал интервью «Первому номеру».

—           Олег Игоревич, что это за инструмент — эуфониум? Чем он вас привлёк?

—           Инструмент достаточно молодой: в такой конфи гурации, как мы сейчас его знаем, он появился в 1840-х годах. Очень ценен его тембр, который  сложно спутать    с каким-либо другим. Эуфониум относится к разряду глубоко выразительных инструментов. Необычайно легко спускается вниз своего звукоряда, равно как и поднимается вверх, не теряя при этом лёгкости своего объёмного звучания. Звук эуфониума тёплый, искренний и непосредственный. Обладает большой бархатистостью, мягкостью, сочностью.

—           Как познакомились с эуфониумом?

—           Знакомство произошло   достаточно   недавно,   хотя  я в музыке с девятилетнего возраста. Я путешествовал по миру в  составе ансамбля медных   духовых   инструментов и заметил, что почти все коллективы Англии включали в свой состав эуфониум. Раньше его использовали в военных духовых оркестрах. Но благодаря сладкому голосу ему доверяют сольное исполнение в симфонических оркестрах. Эуфониум не очень популярен в нашей стране, но широко известен в Англии, Северной Европе. Я захотел, чтобы и у нас стало известно его сладкозвучие. Познакомился с музыкантом, который играет на эуфониуме. Его зовут Стивен Мид. С его помощью изучил технические и звуковые особенности инструмента. Там же, в Англии, приобрёл эуфониум и привёз в Россию.

—           Вы стали настоящим популяризатором этого инструмента.

—           Да, езжу по различным городам России. Распространяю знания об эуфониуме. Солирую в сопровождении оркестров. Создал в Москве свою музыкальную школу. В ней игре на эуфониуме могут обучиться и дети, и взрослые, даже если ни- когда раньше не играли на музыкальных инструментах.

 — Как сложилось ваше сотрудничество с Липецким симфоническим оркестром?

— Мы вместе учились в Саратовской консерватории с его дирижёром Константином Барковым. Он очень талантливый музыкант и выдающаяся личность. Обращает на себя внимание своим обаянием, любознательностью и способностью чувствовать инструменты и   людей.   Общий   интерес к профессии и стремление обретать знания нас объединили. Сейчас, когда я захотел познакомить как можно больше людей в России с эуфониумом, как раз появилась возможность сыграть вместе с Липецким симфоническим оркестром.

Я знаю, что слушателям нравятся концерты, где эуфониум сольно звучит в сопровождении симфонических оркестров. Для исполнения мы выбрали знаменитые произведения классиков: Шуберта, Пьяццоллы, Мориа, Моцарта:  концерт  для  фагота и оркестра в переложении  для  эуфониума с   оркестром.   Очень   удачно    исполнили и произведение современного композитора Клевицкого «Зимняя сказка» для эуфониума и симфонического оркестра.

Многие детали работы предварительно согласовывали по телефону. А репетиция состоялась в день концерта. Это самый короткий срок для подготовки. Однако мы отлично сыграли. Я восхищён талантами липецких музыкантов и гостеприимством организаторов.

—           В Липецке есть колледж искусств, где обучают музыкантов. Взяли кого-то на заметку для обучения игре на эуфониуме?

—           Я провёл в Липецке всего один день. Всё время посвятил концерту. Смотреть, кто именно смог бы играть на эуфониуме, не было возможности. Но если есть желающие, я бы обучил с радостью.

—           Что для этого нужно?

—           Во-первых, желание. Глубинка богата талантами. А владение особым музыкальным инструментом — это социальный лифт. Позволяет  построить  карьеру  и путешествовать. Я убедился в этом на собственном примере. Родом из Саратова. Единственный мужчина в семье. Было время, когда вообще сомневался, смогу ли учиться игре на тромбоне и стать музыкантом. Бабушке задерживали пенсию. Маме — зарплату. Да и размеры этих выплат были невелики. Требовалось находить заработок. А я, кроме игры на инструменте, никакой профессии не обучен. Но сложилось так, что нашлись спонсоры. Талантливым студентам выплачивали весомую стипендию. Это позволяло вполне достойно существовать. Трудные времена бывают в любую эпоху. Но если есть желание, значит, и возможности отыщутся.

—           А во-вторых?

—           Физиологические особенности. Сильные лёгкие. Сильные губы. Длинные руки. Существует выражение, что инструмент похож на своего хозяина, а музыкант со временем становится похож на свой инструмент. Это выражение справедливо. У каждого духового инструмента есть свой характер. Этот характер нужно понимать и чувствовать.

Досье

Олег Игоревич Абрамов. Лауреат и дипломант международных музыкальных конкурсов. Родился в 1977 году в Саратове. Музыкой начал заниматься в детском духовом оркестре ДКиТ «Кристалл». Окончил Академию для одарённых детей и юношества при Саратовской консерватории, Саратовскую консерваторию имени Собинова по классу тромбона. Преподаёт в Московском Государственном институте культуры. МГИК стал единственным учебным заведением в России, где можно получить высшее образование по профилю эуфониум.

Текст: Галина Чепельская, фото автора

Городская еженедельная газета «Первый номер»,  28 февраля, 2022 г.  

 

«Эуфоним плюс»
03.03.2022

Возврат к списку