Год добровольца и волонтера
2018 - год театра
Липецк- ЗДОРОВЫЙ РЕГИОН
Работа с ДЕТЬМИ и ПОДРОСТКАМИ
Дом музыки: услышь прекрасное!
Работа с ИНВАЛИДАМИ
Главный корпус

ул. П. Осипиенко, 18
тел.: (4742) 43 02 93
email: dks@yandex.ru

Филиал Студеновский

ул. Шкатова, 25
тел.: (4742) 27 59 07
email: dkstud@bk.ru

госуслугиРоссия 1Радио РоссииМаякВести ФМЛипецкое времяЛипецк FM

«Два Тихона Хренникова» – в Доме музыки

Тихон Хренников-младший выступил с Липецким симфоническим оркестром под управлением Константина Баркова и камерным хором под управлением заслуженного артиста РФ Игоря Цилина. Липецкий симфонический оркестр закрыл сезон в Доме музыки концертом «Два Тихона Хренникова», посвящённым 105-й годовщине со дня рождения композитора Тихона Николаевича Хренникова.

Тихон-младший, композитор, пианист, лауреат международных и всероссийских конкурсов, абсолютный тёзка и правнук нашего легендарного земляка, выступил с Липецким симфоническим оркестром под управлением Константина Баркова и камерным хором под управлением заслуженного артиста РФ Игоря Цилина.

Мы встретились с Тихоном после концерта, чтобы поговорить о его знаменитом прадеде, о родовых корнях и о музыке.

 

– Тихон, с Липецким симфоническим вы выступаете в третий раз. Чем привлекает наш регион и этот коллектив?

– С оркестром дружил ещё мой прадедушка, тогда им дирижировал заслуженный артист России Гаррий Минеевич Оганезов. Уже в ту пору оркестр был «настроен», а теперь он значительно вырос.

Помню, как прадедушка звонил директору оркестра Тамаре Дмитриевне Леоновой и договаривался, чтобы я исполнил его концерт в Липецке. Тамара Дмитриевна рассказала потом по секрету, что ей сказал прадедушка: «Только много ему не платите, чтобы не зазнался» (улыбается). В ту первую поездку мы побывали в Ельце, мне было чуть за двадцать. Потом я выступал на 100-летнем юбилее прадедушки, мне было уже 25. Чуть позже судьба снова привела меня на родину предков, где я оказался с Татьяной Алексеевной Чудовой (педагог академического колледжа при Московской государственной консерватории, у которой учился Тихон, – прим. редакции). Помню, по дороге мы подобрали бездомных котят и оставили их в Доме-музее Тихона Николаевича, не знаю, прижились ли они…  За несколько лет я побывал в Ельце не менее пятнадцати раз.

– Насколько я знаю, вы единственный из рода Хренниковых, кто продолжил дело Тихона Николаевича-старшего. И хотя начали заниматься музыкой достаточно поздно, в 13 лет, успехи не заставили себя ждать – вы лауреат международных и всероссийских конкурсов как исполнитель и композитор… Такой вот юный, вдохновенный, светлый и очень на него похожи…

– Какой же я юный? (улыбается). Четвёртый десяток разменял (Тихону-младшему 31 год – прим. редакции). Прадед в этом возрасте уже с симфониями по миру разъезжал. А если вспомнить Феликса Мендельсона, то и того больше – свою лучшую музыку он написал с 19 до 22 лет… Сейчас, конечно, время другое, композитор считается молодым до 35 лет, не знаю, плохо это или хорошо…

– Скажите, кто формировал репертуар, который у нас прозвучал?

– Я посоветовал «Третий концерт ре-минор» Тихона Николаевича. В 2013 году, к 100-летнему юбилею, я подготовил две сюиты из его балетов «Капитанская дочка» и «Наполеон Бонапарт», сейчас предложил одну из них. В первом отделении выступил как пианист, во втором – как композитор, прозвучали цикл миниатюр «Из русских сказок» с симфоническим оркестром и фантазии на темы песен Тихона Николаевича Хренникова.

«Русские сказки» я начал писать в 2016 году по предложению Московской филармонии, у них есть детский абонемент в формате «Сказки с оркестром». Известный актёр читает текст, а музыканты, то есть симфонический оркестр, его «иллюстрируют». Мне предложили написать музыку к «Приключениям Незнайки и его друзей». В роли чтеца – народный артист России Юрий Стоянов. Это было в 2016 году, а в 2017-м я написал новую музыкальную сказку «Пеппи Длинный чулок».

– Вы пишете в различных жанрах академической музыки: фортепианная соната, трио, духовой квинтет, романсы, хоры на стихи Владимира Высоцкого, концертино для саксофона-сопрано и струнного оркестра, «Елецкие кружева» для оркестра народных инструментов и много чего другого. Памяти прадеда вы посвятили виолончельную пьесу «Всё не вечно», с 2015 года пишете музыку к театральным постановкам… Расскажите о новых произведениях.

– В январе 2017 года я начал пятичастную симфонию «Памяти Сталинграда», посвящённую 75-летию Сталинградской битвы, недавно её завершил. Части задуманы как вехи пути Советской страны и далее – России. Первая часть – «2018 год», вторая – «1941», третья – «1942», четвёртая – «1943», там я использую документальное звуковое свидетельство, голос Юрия Левитана, когда он 2 февраля 1943 года сообщает о победе над фашистскими войсками под Сталинградом. А пятая часть – «2043» – взгляд в будущее, 100-летие Сталинградской битвы.

Я показал эту симфонию многим коллегам и музыковедам. Кому-то она понравилась, кто-то отнёсся спокойно… Мой профессор, в аспирантуре которого занимаюсь, Александр Владимирович Чайковский сказал так: «В принципе, любое симфоническое произведение – на усмотрение дирижёра. Понравится – и сделают хорошо».

Мне бы хотелось доверить свою премьеру Липецкому симфоническому оркестру. С его директором Оксаной Шараповой мы уже обсудили такую возможность.

Буду рад, если мою Кантату для хора исполнит Липецкий камерный хор Дома музыки…

– Как вы сочиняете, за роялем или за компьютером? С чего всё начинается?

– С концепции. Я не «слухач», у меня нет абсолютного слуха, есть слух «гармонический», как у моего прадедушки, как у Чайковского, у Рахманинова и у многих других композиторов. Иногда это даже спасает и помогает во время сочинительства, так и прадедушка мой считал.

Сначала я от руки расписываю клавир, то есть партии для разных инструментов в изложении фортепиано. А за компьютером, в электронном виде, набираю партитуру, то есть партии в их непосредственной нотной записи и настоящем звучании. Если я сразу буду партитуру от руки писать, можно и «закопаться», начать придумывать более интересные ходы, «миксовать» инструменты и в этом завязнуть. Для меня главное – писать музыку.

– Недавно вы полностью ушли в композиторскую практику, оставили театр и музыкальную школу – так сделал когда-то и Тихон Николаевич… Хотя начинали, так же как и он, с театра…

– Это правда. Тихон Николаевич сначала работал в Московском детском театре Натальи Сац, потом заведовал музыкальной частью Театра Красной Армии, трудился в Театре имени Евгения Вахтангова… Несколько лет назад я встретился с режиссёром Родионом Букаевым, он возглавлял елецкий драматический театр «Бенефис». Результатом нашего содружества стала музыка к спектаклю, посвящённому Дню Победы, «Мы из Ельца». Спектакль построен на воспоминаниях очевидцев, он состоялся года три назад.

Вы правы, сейчас я полностью решил посвятить себя сочинительству. Надеюсь, что это даст свои всходы.

– Скажите, что связывает вас с домом-музеем в Ельце? Семья Хренниковых чем-то ему помогает?

– Музей открыт при жизни композитора, в сентябре 2000 года, и Тихон Николаевич присутствовал при этом событии. По завещанию прадедушки, на территории дома покоятся его останки. В музее собраны уникальные подлинные экспонаты: книги, грамзаписи, клавиры, партитуры, фотографии с автографами композитора, подаренные им ельчанам. В залах звучит его музыка.

Семья каждый год старается внести свой вклад в музыкальную сокровищницу. Недавно отец передал настольные часы, которые принадлежали известному итальянскому композитору Джузеппе Верди…

– О чём вы мечтаете и что пожелаете нашим читателям?

– Мечтаний много. Желаю себе и читателям журнала «Итоги недели» жить полнокровной жизнью и заниматься любимым делом. Мне лично с этим повезло. Если это – главное – есть, то всё остальное приложится. А за публикациями журнала я слежу в Фейсбуке.

В ТЕМУ

Он обожал хохмы и шутки, но только яркие и добрые

Тамара Дмитриевна Леонова, директор Липецкого Дома музыки:

- С Тихоном Николаевичем Хренниковым я общалась на протяжении многих лет. Мы с ним встречались на региональных и общероссийских музыкальных фестивалях. Я сопровождала его в Елец, на малую родину… Помню, как останавливались в гостинице – жили на одном этаже – и вместе выходили к завтраку. Тихону Николаевичу было важно, чтобы всё было достойно, красиво, как следует. При этом он обожал хохмы, шутки над собой и над окружающими. Главное, чтобы всё было по-доброму, без злобы…

Мы дружили семьями. В один из приездов в Липецк Тихон Николаевич остановился на базе отдыха, которой тогда заведовал мой муж Александр. И, помню, уезжая, сказал: «Берегите мужа».

Как только Тихон-младший, его правнук, подрос как музыкант, Тихон Николаевич сразу же позвонил мне: «Поручаю тебе нашего мальчика, только тебе могу доверить, пусть у тебя, в Липецке, поиграет. – Тогда я уже работала директором симфонического оркестра. – Смотри за ним построже и с гонораром не переборщи».

Тихон-младший у нас прижился. Душевный, светлый, талантливый – копия своего прадеда. Приехал на наш концерт в Дом музыки – и сразу ко мне: «Боялся, что вас не застану, вдруг в отпуск ушли или на каком концерте…». Выступление Тихона было великолепным, зал бисировал. Остались довольными и зрители, и исполнители. Вернувшись в Москву после выступления, Тихон отзвонился мне с музыкальными предложениями для Липецкого симфонического оркестра и камерного хора. Надеюсь, у нас, в Доме музыки, это воплотится.

Татьяна Щеглова, фото автора

Областной еженедельный журнал «Итоги недели»,  11 июня 2018г.

Назад к списку новостей
посмотреть все