"Душа народа"

Поет душа народа

11 февраля в филиале Липецкого дома музыки один из старейших самодеятельных коллективов города — «Русская песня» — отметил свое 50-летие

Певиц одного из старейших вокальных коллективов «Русская песня» руководитель Арина Гридина любовно называет «двенадцать моих девочек». Многим девочкам уже за 50, 60 и даже за 70. Но, действительно, в «Русскую песню» некоторые из них пришли совсем юными девчонками. В декабре 1967 года хор Студеновского рудоуправления обрел официальное название — вокальная группа «Русская песня». Однако самодеятельные артисты здесь пели еще с 1950-х.

Мы студеновски девчата

Озорную частушечницу Машу Климову, Марию Степановну, в коллектив пригласили в далеком 1962-м. Она работала поваром в больнице Студеновского рудоуправления.

— Из управления к нам в больницу пришли: «Кто любит петь?» Врачи меня на праздниках слышали. Мне говорят: «Тебя на ковер». Я испугалась: что такое? А у главного врача руководитель хора ДК сидит: «Марья Степанова, вы должны к нам ходить петь». Так что пою я с 1962-го. Устанешь — запоешь, все проходит. Даже все болячки уходят, когда поешь.

Уговаривать спеть Марию Степановну не надо — тут же выдает частушку собственного сочинения: «Мы студеновски девчата. Очень дружный коллектив. Веселиться мы умеем — и в работе план дадим».

— Это так, - смеется Галина Фурсова. – У нас был директор Михайлов Владимир Александрович (управляющий Студеновским рудоуправлением с 1965 по 1989 годы. – Прим. ред.). Когда принимал на работу, спрашивал: «В художественную самодеятельность ходишь? Поешь, танцуешь?» Тогда у тебя привилегия. Тогда тебя стопроцентно возьмут.

Этой привилегий воспользовалась Валентина Дрижаль, когда в начале 1980-х переехала в Липецк. Участница самодеятельности Братской ГЭС устроилась диспетчером-оператором в СТАГДОК. Она и Липецк выбрала неслучайно: по телевизору увидела, как выступает «Россиянка» (липецкий народный ансамбль русской песни им. Марии и Александра Уваровых. — Прим. ред.),  и решила ехать в город, где такая сильная самодеятельность.

Мама не отпустила в Москву

«Русская песня» в 1960-е была не менее знаменитой. Хор Студеновского рудоуправления выступал в Москве. В нем пело много мужчин. Лиду Алексееву в начале 1960-х в хор позвал муж.

— У меня муж пел в хоре, — рассказывает Лидия Петровна. — Говорит, нам поющие люди нужны. Потом уже и я пришла работать в рудоуправление. 47 лет отработала там маляром и все время пела. И сейчас продолжаю работать. И пою все время — куда в жизни без песни.

Поет Лидия Петровна с детства. Отец хорошо играл на гитаре, мама пела. С пяти лет голосистую девочку звали на свадьбы. Благодаря Лидиному голосу у многодетной семьи всегда были билеты в кино — Лида пела на Соколе за контрамарки. Когда училась на маляра, Лидин голос оценил сам Мистюков (Андрей Петрович Мистюков — заслуженный деятель искусств РСФСР, композитор, знаток русского народного песенного искусства, создатель хора липецких металлургов и художественный руководитель государственного Воронежского народного хора — прим. ред.). В конце 1950-х он организовал в Липецке ансамбль песни и пляски профтехобразования. Из учащихся 10 липецких училищ Мистюков выбрал трех молодых людей, среди которых была и Лида, чтобы отправить для дальнейшего музыкального образования в Москву — так щедро природа одарила ребят. Но мама не отпустила Лиду в столицу. Все свое мастерство Лидия Петровна отдала самодеятельности, где поет уже более 60 лет. На ее глазах «Русская песня» распалась в 1970-е. Заявила о себе снова в 1980-е, когда певиц вызывали прямо из декретного отпуска. Пережила распад и хаос 1990-х, когда закрывались и более маститные коллективы, экономические кризисы нулевых, когда коллектив существовал без руководителя. На ее глазах «Русская песня» заново родилась в XXI веке.

Сохранить русский дух

Три года назад руководителем коллектива стала Арина Гридина, художественный руководитель профессионального ансамбля народной песни «Зень». Сначала она сделала «Русскую песню» дипломантом фестиваля «Крылья Победы», потом победителем областного конкурса «Поют ветераны». На коллектив обратили внимание, и к празднованию юбилея «Русская песня» получила звание «народная». Для «своих девочек» Гридина заказала новые костюмы, которые больше соответствуют обновленному репертуару, где лирические казачьи песни соседствуют с авторскими народными. К сожалению, когда «Первый номер» встречался с самодеятельными артистами, костюмы еще шились. Впервые они были продемонстрированы 11 февраля на сцене филиала Липецкого Дома музыки «Студеновский».

— Сейчас самодеятельных коллективов почти не осталось. Да, они нерентабельны: на них не заработаешь, а вкладывать нужно: в костюмы, в инструменты. Но не все же измеряется деньгами, — считает Арина Гридина. — Музыка, которую мы несем, все реже исполняется со сцены. Но у этих женщин есть дети, внуки, правнуки, которые слышат эти песни, приходят на наши концерты. И в них это останется и потом обязательно проявится. Ведь именно эти женщины своими песнями сохраняют русский дух, душу народа.

Душа остается молодой

Два раза в неделю после работы или, переделав все домашние дела и передав внуков их родителям, они спешат с разных концов города в ДК. Переодеваются в небольшом помещении. Здесь холодно. «Запоем — жарко станет», — уверяют певицы. Что выдает в них артисток высокого уровня — бережное отношение даже к старым костюмам. Лица специально накрывают полотенцами, чтобы не испачкать белые рубахи пудрой и помадой.

Если раньше в коллективе были только свои «стагдоковские», сейчас — из разных учреждений. Кто-то всю жизнь в самодеятельности и уже не представляет, как не петь. Для кого-то «Русская песня» стала новой жизнью. Татьяна Павлова в коллективе недавно. Смеется, жизнь у нее началась на пенсии. После того, как вырастила детей и вынянчила внуков, нашлось время и для себя.

— Трагедия старости не в том, что стареешь, а в том, что в душе остаешься молодым, и так же, по-прежнему, хочется и в коллективе побыть, хочется общения и быть полезной, — говорит Татьяна Алексеевна.

— Быт он же заедает, — подхватывает Зинаида Сарычева, что поет в коллективе первый год. — Песня — это для души. Здесь я просто отдыхаю.

— Мне сын говорит: «Русская песня» держит тебя в тонусе, стабилизирует. Мама, обязательно пой», — рассказывает Вера Труфанова, мама артиста Липецкого драматического театра Михаила Труфанова.

В просторах липецких

Несмотря на солидный юбилей, коллектив собирается до сих пор, по крупиночкам. Кого-то, как Татьяну Боровских, пригласила соседка. Ансамбль, в котором раньше пела Татьяна Сергеевна, распался. Вот уже пятый год она в «Русской песне». Год назад привела сюда свою сестру. Ирина Проценко, можно сказать, выросла на песнях этого коллектива — ее родители работали в ДК, она школьницей бегала сюда в кружки. Долгое время жила на другом конце города. После смерти родителей переехала в их дом и вспомнила про коллектив, где женщины всегда поют.

— Мы и мужчин ждем. Среди нас много одиноких, — смеются певицы. — Только мужчины что-то к нам не идут.

Из мужчин здесь один аккомпаниатор, стержень коллектива и автор песен, баянист Геннадий Панов. С «Русской песней» он с 1999 года. Женский коллектив чутко ловит любое его слово.

— Да что про меня говорить, — стесняется баянист. — Мы вам споем лучше. И без подготовки, только услышав первые аккорды, его певицы мгновенно выстраиваются в полукруг: «В просторах липецкой земли луга и нивы. Как изумруд стоят зеленые леса. И соловьиных трелей слышатся разливы. И песни звонкие летят издалека».

— Нужно девчонок на гастроли везти, хотя бы в соседние области, — вздыхает Арина Гридина. — Ведь как они поют, как настоящие великие артисты — душой.

 Наталья Горяйнова. Фото: Сергей Паршин.

Городская газета «Первый номер», №6 (172), 12 февраля 2018г.

"Душа народа"
12.02.2018

Возврат к списку